Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»
Образование для педагогов
Автор: Вьюниченко Н.Г. Цедрик Е.Е. Хамзина Т.В.   
15.10.2018 22:55

Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»Семинар – практикум с использованием презентации: «Риторика для педагогов»

Подготовили:

  • Вьюниченко Н.Г., музыкальный руководитель;
  • Цедрик Е.Е., Учитель-дефектолог;
  • Хамзина Т.В., воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Зайчик» Усть – Илимск 2018

Цель: Повысить профессиональные компетенции педагогов в правилах речевого общения; активизировать умения педагогов выражать своё эмоциональное состояние, развитие навыков невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие.

Начало:

Слайд № 1. Высказывание, афоризм.

 

Скачать презентацию

1-я Ведущая: Тот, чья профессия связана с общением с людьми, в частности, педагог, должен помнить: его речь, будь то выступление на педагогическом мероприятии, в общении с коллегами, с детьми, родителями, целиком раскрывает его личность, интеллект и психологическое состояние. Интеллект говорящего, как известно, оценивается логичностью высказываний, богатством лексики и правильной, грамотной речью. Свободный подбор слов, их разноплановая связь во фразах и лёгкость произнесения – индикаторы высокого интеллекта.

Об этом и сказал американский учёный Фрэнк Снелл, известный специалист в области ораторского искусства и делового общения. Об этом на протяжении многих веков говорят философы, изучавшие законы риторики.

2-я Ведущая: Зарождение риторики как науки связано с именем древнегреческого философа Эмпедокла (на слайде №2 слева), который создал школу риторики. Его последователь Платон (на слайде №2 справа) систематизировал работу по теории ораторского искусства. В древнегреческом просвещённом обществе возникла потребность точно и красиво выражать мысли в философских беседах и в выступлениях государственных деятелей.

Слайд № 2 История возникновения

Вопрос к аудитории: Что такое, на ваш взгляд, риторика? (Ответы)

Слайд № 3 Что такое риторика по...

1-я Ведущая: Последователи Платона, философы и учёные, по-разному трактовали понятие риторики (см. слайд №3).

Слайд № 4 Современное определение риторики

2-я Ведущая: В настоящее время риторику определяют как науку... (слайд №4)

Слайд № 5

1-я Ведущая: Если обобщить определение, что такое риторика, можно выделить четыре её составляющих. (На слайде)

Вопрос к аудитории: Какой раздел, на ваш взгляд, наиболее важен для нашей профессии?

Ответы.

2-я Ведущая: Все, без сомнения, но грамотная речь, организация речевого общения являются одним из важнейших требований к профессии педагога.

Перефразируя известное высказывание «Глаза – зеркало души», можно сказать, что речевое поведение ребёнка – отражение речевого общения взрослого.

Слайд № 6 «Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»

(Аристотель)

1-я Ведущая: Принимая во внимание ведущий механизм развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо всегда следить за тем, ЧТО он говорит, КАК он говорит, какие слова он «вписывает» в свой лексический словарь.

Фундамент педагогического общения – грамотная речь!

Слайд № 7 «Говорим правильно»

Слайд № 8 «Говорим красиво»

2-я Ведущая: Рассмотрим аспект «Как мы говорим, т.е. то, что Аристотель называл ЯСНОЙ речью». Речь, голос, должен содержать в себе компоненты, средства выразительности, представленные на данном слайде. Все составляющие красивого голоса можно и нужно вырабатывать путём речевых упражнений. Итак, пример упражнения на выразительность речи.

Скороговорка «Товарищи»

1-я Ведущая: Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ.

2-я Ведущая: А тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Игра «Скороговорки»

Ведущие проводят с аудиторией игру «Скороговорки». Описание игры: Каждая группа получает 2-3 скороговорки (в зависимости от количества групп). По истечении минуты представитель группы выразительно читает текст скороговорки.

1-я Ведущая: И ещё одно упражнение на развитие очень важного компонента — интонационного ударения речи. Согласитесь: эффективность нашего общения зависит от того, как мы донесём свою мысль собеседнику; какие слова мы выделим в предложении, такой ответ и получим. И бывает обидным, если мы выделяем совсем не те слова, получаем совсем не тот результат, на который изначально рассчитывали.

2-я Ведущая: Сейчас я задам вопрос, слушайте внимательно, дайте правильный ответ. У АЙБОЛИТА до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У АЙБОЛИТА.

Вопрос: У Айболита ДО обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры?

Ответ: У Айболита ДО....

Вопрос: У Айболита до ОБЕДЕННОЙ...

И т.д.

Интонационное упражнение

У Айболита до обеденной поры лечат зубы зебры, зубры, тигры, выдры и бобры

Слайд № 9

1-я Ведущая: Учёные-психологи разных стран доказали, что вербальные средства коммуникации занимают 20-40% всей воспринимаемой нами информации. Остальное общение – невербальное. Профессор Альберт Мерабиан, самый цитируемый учёный, когда речь заходит о языке тела, утверждает: важнейшую роль в общении играют три основных фактора, вес которых распределяется следующим образом: Что мы говорим – 7 %; как мы говорим – 38 %; язык нашего тела – 55 %.

2-я Ведущая: Почему такой процент отдают психологи невербальному общению? Учёные объясняют это тем, что проявление невербального общения обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности их подделать позволяет нам доверять этому языку больше, чем «обычному» словесному общению. Народная мудрость гласит: «Лучше сто раз увидеть, чем один раз услышать». Тому, что мы видим, мы доверяем больше, чем тому, что слышим.

Ведущая проводит игру-упражнение «Окно»

Описание игры: Представьте себе, что все мы находимся перед широким окном с толстым стеклом, которое не пропускает ни одного звука. А за «окном» стоит человек, который хочет сообщить вам какую-то важную информацию. Он «рассказывает», используя невербальные средства передачи информации.

Текст (примерный):

Скоро Новый год! Мы с вами будем танцевать, сидеть за столом, есть салаты. Будем водить хороводы! Всем будет весело!

Ведущая: От того, насколько выразительны средства невербального общения, зависит передача информации. Вопрос к аудитории: А что можно отнести к невербальным средствам общения? (Ответы)

Слайд № 10 Система невербальных знаков

1-я Ведущая: Типичный пример определения базовых эмоций, которые транслирует этот котик. (Демонстрирует картинки, на которых котик демонстрирует радость, гнев, печаль и т.д.). Очень легко считывать его эмоциональное состояние. Этот прием очень эффективен в развитии эмоционального восприятия у детей. А для уважаемых педагогов задание более сложное.

Игра «Угадай, какой я»

Цель: Совершенствовать умение передавать невербально информацию собеседнику.

Описание игры: Участникам раздают листочки с написанными на них эмоциями. Каждый участник выражает взглядом эмоцию, остальные участники должны ее отгадать.

Задания для групп:

1)

Суровый

Восхищенный

2)

Пронзительный

Скептический

3)

Кокетливый

Ненавидящий

2-я Ведущая: Соединим вербальные и невербальные средства выразительности в одной игре.

Игра «Мы – артисты»

Описание игры:

Группы инсценируют фрагмент басни, стихотворения, используя все средства передачи информации.

Слайд № 11 «Единственно настоящая роскошь – эта роскошь человеческого общения». А. Сент-Экзюпери

Ведущая:

И заключительная игра – «Расскажи о себе».

Описание игры:

Педагоги делятся на пары. Задание: в течение 30 секунд вести беседу. Темы беседы: погода, дети, любовь, работа.

Выводы: Умение слушать людей — важный компонент общения.

Культура педагогического общения предполагает:

  • искусство говорить и слушать

Хочется напомнить народную мудрость: «Слово – серебро, а молчание – золото»

  • умение объективно воспринимать партнёра и правильно понимать его;
  • умение строить отношения с любым партнёром, добиваться эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Заключение:

1-я Ведущая: Наше выступление сегодня направлено на то, чтобы активизировать, расширить ваши компетенции в области общения.

2-я Ведущая: Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно — это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.

Слайд № 12

«Заберите у меня все, чем я обладаю.

Но оставьте мне мою речь.

И скоро я обрету все, что имел»

(Д. Уэбстер, американский политик и бизнесмен)

Правильная, красивая речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год