Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Занятие по познанию предметного мира на тему "Одежда" старший дошкольный возраст
Познание
Автор: Малышкина Галина Александровна   
25.11.2014 09:24

одеждаТема: «Одежда» 

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца"  ДЕКАБРЬ 2017

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, двигательная
Цели: формировать у детей отчетливое дифференцированное представление о различных видах одежды, их назначении и применении; развивать и активизировать речь; воспитывать мотивацию познавательной деятельности.
Предварительная работа: рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащенная практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряжение, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду?», «О чем может «рассказать» одежда?»


Ход деятельности
1. Организационный момент.
Слушание художественного произведения и его обсуждение.
Воспитатель читает отрывок из произведения С.Я. Маршака

ВОТ КАКОЙ РАССЕЯННЫЙ

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!..

Вопросы:
1. Что надевал на себя человек рассеянный? ( дети перечисляют.)
2. Как можно назвать все эти предметы одним словом? (Это одежда)
3. Какую одежду носите вы? (Ответы детей)
4. Ребята, а что вы знаете об этих предметах одежды? (Ответы детей)

2. Постановка проблемной ситуации
- Для чего нужна одежда? (Одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека.)
- Одежду люди носят с давних времен. Сначала ее изготавливали из шкур животных, добытых на охоте, приспосабливали для одежды растения. Со временем у людей появилась одежда из растительных и искусственных тканей, она стала разнообразнее, прочнее, привлекательнее. Скажите, есть ли одежда у животных? Какова «одежда» зверей? (Они покрыты шерстью)
- А есть ли «одежда» у рыб? (Рыба покрыта чешуей)
- Какой наряд у птицы? (Тело птиц покрыто перьями.)
-Так называемые «материалы» одежды у животных не меняются – либо шерсть, либо перо, либо чешуйки. Вспомните, кто из животных меняет одежду. Кто бывает беленьким, сереньким? (Заяц). Как вы можете это объяснить? А что меняют животные в своем одеянии? (Цвет).
- Действительно, некоторые звери два раза в год меняют свои шубки: весной и осенью. А человек меняет свою одежду в зависимости от погоды и от ситуации, в которой он находится.
- Какую одежду мы носим в разные времена года? (одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.)
- Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики.)
- Перечислите осеннюю и весеннюю одежду. (К осенней и весенней одежде относятся куртки, свитера, перчатки, колготки.)
- Перечислите летнюю одежду. (Летняя одежда – это платья, сарафаны, шорты, футболки, гольфы, носки.)
- В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая предназначена своя одежда.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке «Золушка», где героиня сказки выполняет домашнюю работу, данную ей мачехой: моет, метет пол, перебирает зерна.
- Что делает Золушка? Во что она одета? Почему? Для чего нужна домашняя одежда? (Домашняя одежда нужна, чтобы в ней удобно было выполнять бытовые дела, отдыхать после детского сада, школы, работы).
- Назовите домашнюю одежду. (Рубашки, брюки, пижамы, платья, фартуки.)
Воспитатель демонстрирует иллюстрации выступлений различных спортсменов.
- Кто здесь изображен? Во что одеты гимнасты, пловцы, лыжники? Какую вы знаете спортивную одежду? (Это футболки, трико, шорты, спортивные купальники и т.п.)
- Вы собрались идти с родителями в театр. Какую одежду вы наденете? (праздничный костюм, рубашку или красивое платье.)

3. Познавательная деятельность

1. Беседа по иллюстрациям «Одежда»
- Назовите одежду, изображенную на иллюстрациях. (На одних иллюстрациях изображена спортивная, домашняя, сценическая, рабочая одежда, на других – принадлежности для сна, спортивный инвентарь, столярные, слесарные инструменты.)
- Подумайте, можно ли соединить между собой эти иллюстрации? (Да, можно.)
- С какой картинкой соедините рисунок ночной рубашки?(Картинку с ночной рубашкой нужно соединить с рисунком подушки, потому что оба предмета относятся к домашним вещам, причем ночную сорочку и подушку объединяет общее действие человека – он укладывается спать.)
- С чем соединить картинку с изображением футболки? (Футболку нужно соединить с мячом. Это спортивная одежда.)
- С чем соединить спецовку и комбинезон? ( Спецовку и комбинезон нужно соединить с инструментами. Это рабочая одежда.)
- Кто шьет одежду? (Одежду шьют портной, швея, придумывает фасон модельер в ателье, дома же ее могут сшить мама, бабушка, старшая сестра на швейной машинке. Также одежду можно приобрести в магазине.)
2. Игра «Ателье»
- Давайте поиграем! Хотите поработать в ателье? Закройщик и модельер подготовили детали пальто, а швее нужно их правильно сшить.
- Какие детали нужно добавить, чтобы получилось зимнее пальто) (Меховой воротник)
Примечание: можно эти детали по отдельности расположить на фланелеграфе. Ребенок, пожелавший быть швеей, прикладывает каждую деталь на свое место.
2. Разучивание стихотворения.
- Предлагаю вам выучить стихотворение.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
- Продолжите стихи:
Я рубашку сшила Мишке,
Я сошью ему ...... (штанишки)
З. Александрова
3. Беседа о названиях частей одежды.
Далее целесообразно закрепить знание детьми названий частей одежды. Они могут использовать свою одежду.
- Какие вещи одевают на руки? (варежки, перчатки)
- Что надевают на ноги? (на ноги одевают колготки, носки, чулки, брюки, лосины, джинсы, гольфы)
- Что повязывают на шею? (Шею повязывают шарфом, косынкой, платком)
- Какие дополнительные детали имеются на одежде? (необходимые детали на одежде – это пуговицы, замки, петли, кнопки, крючки)

Физкультминутка
Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошок мы насыпаем,
Всю одежду замочили,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Дети садятся на свои места.

4. Развивающие игры и задания
1. Отгадывание загадок.
Ребята, отгадайте загадки и назовите одежду.
Входит в одну дверь,
А выходит из трех.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошел. (рубашка)

Толстая, пушистая,
Из меха шелковистого,
Греет очень хорошо.
В ней удобно и тепло. (шуба)

Четыре вместе, один врозь,
Впору, хоть его и брось.
На руку надевается.
Тепло сохраняется. (Варежка)

2. Описание одежды.
На демонстрационном стенде размещена схема, по которой дети должны дать описание любого предмета одежды. Каждый ребенок выбирает какой-либо один предмет одежды.
- Вам необходимо описать предметы одежды по данной схеме.
Схема «Описание одежды»:
1. цвет одежды.
2. материал, из которого она сшита,
3. части (детали) одежды.
4. время года, когда носят эту одежду. (сезон)
5. для кого предназначена одежда?
6. действия с одеждой.

3. Настольно игровое задание «Надень на прогулку»
- Это Маша со своей мамой. Они собираются на прогулку. Помоги им одеться. Найди и назови, какую одежду наденет Маша, а какую наденет мама. От каждого предмета проведи стрелочку к дочке или к маме. (разными карандашами)
- Дети, вы хорошо справились с заданием. Мама и дочка пошли гулять. Мы с вами тоже отправимся в путешествие. Обычно, когда люди собираются в дорогу, они очень предусмотрительно поступают – основательно к нему готовятся. Что нужно взять с собой? (Ответы детей) итак, у нас «чемоданное» настроение. Будем укладывать вещи.

4. Дидактические игры
А) «Собери вещи»
На доску вывешиваются картинки с изображением двух чемоданов – с буквами «С» и «Ш», а детям предлагаются картинки, изображающие предметы одежды.
- Ребята, вы должны правильно распределить одежду, в названии которой мы произносим звуки (с) и (ш). (Свитер, сарафан – в первый чемодан с буквой «С», а рубашка и шапка – в чемодан с буквой «Ш»)
Б) «Лишний предмет»
- Головные уборы (платок, шапка, сапоги, кепка);
- Обувь (валенки, ботинки, пальто, туфли);
- Одежда для тела ( куртка, шуба, шляпа, пальто).
Выставляются карточки с предметами одежды, дети называют лишний предмет.
В) «О чем может рассказать одежда?»
- А теперь я вам покажу одежду, она «расскажет» вам о том, кто ее надевает. (показ и обсуждение разных моделей рабочей одежды)
- Кто это? (Пожарный, повар)
- Как вы догадались? Почему у пожарного именно такая рабочая одежда?
- От чего она защищает? (Это спецодежда, она защищает его от огня, одежда не горит.)
- Зачем повару для работы нужен халат? (Он работает с продуктами, халат нужен, чтобы не запачкать свою одежду, чтобы микробы не попали на продукты.)
-А колпак? (Чтобы волосы не попали в пищу.)
- как можно назвать всю одежду для работы? (Рабочая, специальная одежда)
- Найди и покажи карточки с рабочей одеждой.
- Кто работает в этой одежде? (Парикмахер, строитель, водитель, врач, продавец и т.д.)
- Молодцы! После работы всегда хочется отдохнуть. Как вы любите отдыхать? (заниматься спортом, ходить в гости, в театр, путешествовать и т.д.)
-А теперь найдите и покажите карточки с одеждой, в которой люди могут отдыхать.
- Куда можно пойти в такой одежде? Как отдохнуть?

5. Рефлексия
Вопросы.
- Давайте вспомним, с какими предметами мы знакомились на занятии.
- Какие игры и задания вам понравились?
-Что запомнилось больше всего?
- А теперь ответьте на вопросы в стихотворении:
дети, хочется спросить мне вас:
что нужно надевать сейчас?
Слушайте и размышляйте,
А потом уж отвечайте!

На улице холод, мороз,
Руки стынут, мерзнет нос.
Ну а нам гулять пора.
Что наденет детвора?
(Ответы детей)

правильно, детишки,
шубы, шапки и штанишки.
Мы мороза не боимся,
Нам тепло, мы веселимся.
Зной, жара, и солнце светит.
На прогулку вышли дети.
В чем удобно вам гулять,
От жары не изнывать?
(Ответы детей)

майки, шорты и панамы,
платья, трусики, пижамы.
(Дети могут возразить.)

молодцы, мои друзья!
В пижаме, конечно, гулять нельзя.
Надев пижаму, ложись в кровать,
Чтоб крепко, сладко....(засыпать).

Дополнительный материал

Загадки

У маленькой Катюшки
Уселся на макушке
Не мотылек, не птичка –
Держит две косички. (Бант)

В обоих домиках темно,
Зато жарище прямо,
А коль засветится окно,
Его починит мама. (Варежки)

Как только отправляются
Они зимой гулять,
Жильцы в дома вселяются,
И в каждый – целых пять. (Перчатки)

Я любой девчонке
Прикрою волосенки.
Прикрою и мальчишке
Стрижки – коротышки.
От солнца я защита –
Для того и сшита. (Панама)

Ношу на голове поля,
Но это вовсе не земля. (Шляпа)

Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)

Черная, а не земля,
Пушистая, а не снег.
Греет, а не печка. (Шуба)

Катюшки

В деревушке три Катюшки
Взяли в руки три катушки,
Шуре сшили сарафан,
Сшили дедушке кафтан,
Сшили бабушке жакет,
Сшили дядюшке жилет.
А девчонкам и мальчишкам,
Всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки,
Сшили пестрые рубашки.
(А. Стройло)

Ромашки

Есть на новом платье
У меня кармашки,
На кармашках этих
Вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки –
Будто луговые.
Ромашки, ромашки,
Прямо как живые.
(М. Плецковский)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год