Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка»
Познание
Автор: Туманова Ирина Ивановна   
12.02.2015 16:51

КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием  «В мире песка»КОНСПЕКТ открытого занятия по экспериментальной деятельности в разновозрастной группе детей с заиканием «В мире песка»

Воспитатель: Туманова И.И.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием пустыня, ее растительным и животным миром.
  2. Продолжать знакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.
  3. Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путем показать, какими свойствами, особенностями и разнообразием обладают песок и глина.
  4. Скачать конспект

Коррекционная работа:

  1. Развитие самоконтроля детей за собственной речью.
  2. Планирование, построение и оформлению самостоятельных речевых высказываний.
  3. Употребление в речи глаголов в прошедшем времени;

Образование и употребление прилагательных, согласование их с существительными.

 

Ход занятия:

Традиция приветствия:

Здравствуй, небо голубое, здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, матушка земля, здравствуйте, мои друзья.

В: Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу здоровья, хорошего настроения.

 

Дети стоят в кругу. Слышится стук в окно. Воспитатель находит конверт.

В: Что это за конверт?

Кто- то бросил нам в оконце.

Посмотрите, письмецо.

Может это лучик солнца,

Что щекочет нам лицо?

Может это воробьишко?

Пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку.

На окошко заманил?

В: Ребята, от кого же пришло письмо? Вам хочется узнать? И мне интересно. Только вместо имени отправителя и обратного адреса – загадка.

Загадывание загадки про пингвина.

Вразвалочку хожу, как моряк,

Розовый галстук, серый фрак.

В Антарктиде среди льдин

А зовут меня … п и н г в и н.

В: Правильно отгадали. Письмо действительно пришло от Пингвина. Вот, что он пишет:

«Дорогие ребята! Я живу в Антарктиде. Я устал от холода, а мне так хочется переехать жить туда, где всегда жарко. Помогите мне узнать хоть что-нибудь о самом жарком месте на Земле. С нетерпением жду ваших рассказов и фотографий".

В: Посмотрите, Пингвин свою фотографию нам прислал.

- А где у нас самое жаркое место на Земле? (Пустыня)

- Почему она так называется? (Потому что там пусто)

- Действительно ли там пусто? (Дети рассказывают, находят соответствующие картинки

Называют:

Деревья: саксаул белый и черный,

Растения: верблюжья колючка, заразиха, осока

Животные: джейраны, земляные зайчики, тонкопалый суслик, варан, перевязка, дикий степной кот, верблюды, черепашки, ежи, стрела змея, жук полосатик, тарантул.

Птицы: саксаульный воробей, сыч, соловей тугайный.

В: Все эти фотографии складываем в конверт, чтобы послать нашему любознательному Пингвину. (Воспитатель складывает картинки в конверт)

- Ребята, чего больше всего в пустыне? (Песка)

- Как вы думаете, откуда взялось столько много песка? Как образовалась пустыня?

- Есть версия, что… (воспитатель загибает палец, а дети продолжают предложение)

…на месте, где образовалась пустыня много лет назад было море, которое отступило или высохло.

- Еще считается, что… (дети продолжают) большая часть песка нанесена в пустыню ветром.

В: Ученые считают, что пустыня могла образоваться в результате разрушения гор.

- А вам чего бы хотелось узнать о песке? (Дети задают вопросы воспитателю)

- Какого цвета бывает песок?

- От чего зависит цвет песка?

- Одинакова ли форма песчинок у песка?

- Отличаются ли песчинки по размеру?

В: Чтобы ответить на них, я предлагаю вам отправиться в нашу лабораторию..

(Дети встают парами и вместе с воспитателем идут в Зимний сад.

(Перед входом в лабораторию воспитатель напоминает детям правила поведения в лаборатории).

Дети подходят к рисунку, на котором изображены горы.

В: Посмотрите на этот рисунок, такие горы давным-давно занимали большую часть земной суши. Закройте глаза. Давайте представим, что мы с вами находимся в горах. Попробуйте почувствовать свежесть горного воздуха…

(Проводится дыхательная гимнастика «Скалы – горы»: вдох - скалы напряглись, выдох - горы расслабились.)

В: Ребята, перед нами камни. Возможно именно эти камни и были когда-то высокими скалами. Давайте рассмотрим их.

(Вначале дети рассматривают большие камни, берут их в руки, определяют на ощупь (гладкие, шершавые, круглые, остроконечные), затем рассматривают камни поменьше. Воспитатель обращает внимание на размер камней (совсем маленькие, крупный песок)

(Во время рассматривания камней, воспитатель поясняет):

В: Под воздействием ветров, дождей, холода и жары крупные глыбы разрушались, измельчались. В результате образовалась галька.

В: Как вы думаете, что происходит после разрушения гальки? (Получается песок)

Вывод: Правильно, песок это то, что осталось от скал и обычных камней. Время, ветер, дождь, солнце разрушали горы, раздробили камни и превратили их в миллионы мелких песчинок.

В: Ребята, в нашей лаборатории оборудован мини-музее песка. Здесь мы как настоящие исследователи проведем опыты с песком и узнаем о нем много интересного, а заодно ответим на вопросы нашего Пингвина.

- Надевайте спецодежду.(Дети надевают фартуки)

- Вы знаете, что песок бывает разным? (да)

- А какие виды песка вам известны? (речной, морской, карьерный)

- Чем отличается речной песок от карьерного? На первый взгляд они все одинаковы.

Опыт 1. Давайте рассмотрим вначале речной песок под лупой. А, помните вы мне задавали вопросы про песок , сейчас мы найдем ответы на них.

- Какого он цвета? (речной песок серый)

- Одинакова ли форма у песчинок? (есть песчинки овальные, а есть с острыми кончиками)

- Отличаются ли песчинки по размеру? ( речной песок крупный)

В: А теперь рассмотрим карьерный песок.

(У каждого ребенка разноцветный песок)

- Какого цвета песок? (инд. опрос.)

- Как вы думаете, от чего зависит цвет песка? (от цвета глины, которая находится над песком в земле)

- Какая форма у песчинок? (круглая)

- Песчинки карьерного песка какие по размеру? (мелкие)

Вывод: Речной песок отличается от карьерного по цвету, форме, размеру.

 

В: Обратите внимание на многообразие песка в нашем мини-музее.

(Воспитатель берет в руки контейнер с глиной.)

- Как вы думаете, что это такое? (глина)

- Вы уверены? Уж очень похоже на песок… (показывает на контейнер с песком похожего цвета)

- Проверим? (дети соглашаются) Чем же песок отличается от глины?

Опыт 2: возьмите стаканчики с песком и аккуратно насыпьте немного песка на поднос.

- Легко ли сыплется песок? (легко) (дети дуют на песок из трубочек).

- Что происходит с песчинками? (они легко двигаются, сдуваются)

- А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. (глина слиплась в комочки и ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.)

- Затем подуем на комочек глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так быстро, легко, как песчинки? (нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются.

Вывод: Песок рыхлый, песчинки легко сдуваются, а слипшиеся частички глины нет.

В: А в чем вы еще видите отличие между песком и глиной? (песок пропускает воду, а глина нет) давайте убедимся в этом

Опыт 3. В воронку положите кусочек (губки) и заполните сначала песком, а затем и глиной.

(Дети в вдвоем работают, один кладет песок, другой глину. Наливают воду.)

- Из какой воронки вода быстрее исчезла? (из той, где находится песок)

Вывод: быстрее всего вода пробегает сквозь песок. Глина не пропускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе место среди них.

В: Ребята, мы с вами уже немало знаем о песке и глине.

- Где используют глину и песок? (из глины делают глиняную посуду, стеклянные и керамические вазы, тарелки.) (речной песок применяют в строительстве, а карьерный употребляется при изготовлении бетона, стекла, наждачной бумаги, фильтров для очищения воды и в песочных часах)

 

В: А, еще песком рисуют картины. Представьте, что мы с вами художники и будем рисовать картины, только вместо красок у нас будет песок.

Перед вами пейзажи давайте украсим их песком.( Дети по 2 человека встают около столов песок 3-х цветов приготовленный, рисуют. Алсу и Руслан используют еще и коктельные палочки. Инд.опрос.)

 

В: Ребята, мы ответили на все вопросы, которые интересовали Пингвина. А ехать ему в пустыню или нет, пусть решает сам. Мы собрали для него много информации и даже фотографии положили в конверт.

- Как вы считаете, сможет ли Пингвин, привыкший жить в холоде, жить в самом жарком месте на Земле? Почему?

 

В: Ребята, вы молодцы, показали себя настоящими исследователями. А на память о нашем занятии, мне хотелось наградить вас значками «Юный исследователь».

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год