Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.
Познание
Автор: Николаева Вера Витальевна   
21.06.2015 07:00

Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников.

Автор: Николаева Вера Витальевна, заведующая МКДОУ детским садом №8 «Дюймовочка», г.Георгиевск.

Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед воспитателями.

В нашем детском саду обобщен опыт работы по теме «Экспериментирование – источник познавательного развития дошкольников», разработаны памятки «В помощь воспитателю» по данной теме, собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка, составлены конспекты организованной деятельности с детьми. Наш опыт работы будет полезен воспитателям дошкольных учреждений и родителям.

 

Скачать конспект

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

  1. развитие мыслительных процессов;
  2. развитие мыслительных операций;
  3. освоение методов познания;
  4. развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать — научиться — познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия.

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования:

  1. Проблемная ситуация.
  2. Целеполагание.
  3. Выдвижение гипотез.
  4. Проверка предположения.
  5. Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

- Как я это делаю?

- Почему я это делаю именно так, а не иначе?

- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Примерная структура детского экспериментирования:

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  3. Уточнение плана исследования.
  4. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  5. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр

науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные

коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)

2) место для приборов

3) место для хранения материалов (природного, "бросового")

4) место для проведения опытов

5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки,

стружка, пенопласт и др.)

В помощь воспитателю

ПАМЯТКА

Примерная структура детского экспериментирования

  1. Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
  2. Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до занятия).
  3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
  4. Уточнение плана исследования.
  5. Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
  6. Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
  7. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

ПАМЯТКА

Планирование работы с детьми по экспериментированию

Младший дошкольный возраст

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

  1. сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек");
  2. сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба — пальто, чай — кофе, туфли — босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись");
  3. учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
  4. активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт

(Почему песок не рассыпается?);

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений — гороха, бобов, семян цветов).
  4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол":

как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп).

5. Об эталоне "1 минута".

6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для

рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся — ломается, высоко — низко — далеко, мягкий,

твёрдый — тёплый и прочее).

Средний дошкольный возраст

Работа с детьми этой возрастной группы направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира.

Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

  1. активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?);
  2. группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?);
  3. классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая).

I. Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы — песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.).
  5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  6. О человеке (мои помощники — глаза, нос, уши, рот и т.д.).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме этого, дети знакомятся с происхождением слов (таких, как: сахарница, мыльница и т.д.).

В этом возрасте активно используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник и т.д.)

Старший дошкольный возраст

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Основными задачами, решаемыми педагогом в процессе экспериментирования, являются:

  1. активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?);
  2. классификация на основе сравнения: по длине (чулки — носки), форме (шарф — платок — косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое — шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?").

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день — ночь, месяц, сезон, год).
  3. Об агрегатных состояниях воды (вода — основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
  4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений — цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  5. О предметном мире (родовые и видовые признаки — транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме, того дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий — тяжёлый), а также фразеологизмами ("лошадь в яблоках")

Конспект организованной деятельности по экспериментированию

(подготовительная к школе группа)

Тема: «Все на свете нужны…»

Программное содержание:

Расширять знания и представления детей о положительных и отрицательных сторонах существования змей, раскрыть необоснованность преследования их людьми. Дать понятие о необходимости и нужности любого живого существа как составляющего звена экосистемы планеты Земля.

Воспитывать у детей гуманные чувства к незаслуженно преследуемым людьми змеям.

Формировать правила поведения при встрече со змеями. Закрепить навыки безопасности во время проведения опытов.

Предварительная работа: беседа о пользе змей.

Оборудование: картинки с изображением змей, карточки-схемы, песок, спирт, сахарная пудра, пищевая сода, столовые и чайные ложки, защитные очки, спички, поднос, ступка, пестик.

ТСО: ноутбук, мышка, аудио и видео файлы.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».

Воспитатель: Ребята, нам пришло электронное письмо, проверим почту? (Да).

Так, отправитель – недалёкое будущее. Ничего себе, вот это чудеса Интернета! Письмо-то не простое, а звуковое.

Включается аудиофайл №1.

Воспитатель: Да, часто мы считаем кого-то вредными существами, забывая при этом, что в природе все связано друг с другом. Змеи питались червями и грызунами. Не стало змей – развелось много вредителей. Люди стали страдать.

Змея является одним из нелюбимых человеком животных. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Многие люди не любят змей. Некоторые, увидев змею, хватают палку и гонятся за ней, чтобы убить. Но змея никогда не нападает на человека первая, она сама его боится. Если человек ведет себя осторожно, змея первая услышит шелест травы под его ногами и уползет поскорее в укромное местечко.

Посмотрите, ребята, на юге России обитают разные змеи: медянка, уж обыкновенный и уж водяной, полоз четырехполосный, полоз леопардовый, полоз желтобрюхий и ядовитая степная гадюка.

(Показ картинок и фотографий этих змей).

-Как вы думаете, какую пользу могут приносить змеи? (Предполагаемые ответы детей:

  • в жарких странах змей используют для уничтожения грызунов. В помещение с грызунами запускают змей, и через неделю грызунов нет
  • из яда змей готовят ценные лекарства. Знак чаши со змеёй – это символ медицины. Видели такой знак?
  • против укуса ядовитых змей изготовлена особая сыворотка
  • от укусов пчёл каждый год погибает в 3 раза больше людей, чем от укусов ядовитых змей.)

Воспитатель: Какие обширные знания вы показали, ребята. Сразу видно, что вы – будущие ученые.

Динамическая пауза «Змейка»

Давайте попробуем представить, что чувствует змея, когда ее тревожат. Представьте, что вы – змеи. Выползайте на травку-ковер. Лежите вы высокой траве, вас не видно. Вы греетесь на солнышке, наслаждаетесь пением птиц. Вот свернулись, вот выгнулись. А теперь сон разморил вас. И вдруг на вас идет огромный великан. Он кричит, он топает ногами. Вот-вот наступит на вас и раздавит. Страшно вам стало? И змее страшно, потому и шипит она, предупреждает: «Я здесь, осторожно, ближе не подходи, а то укушу!»

Воспитатель: Но как же помочь людям из недалёкого будущего? (Ответы детей.)

Воспитатель: Как настоящим ученым я предлагаю вывести новую породу змей, записать эксперимент на видео и отправить по электронной почте. Люди из недалёкого будущего в лаборатории повторят наш опыт и смогут исправить свою ошибку. Как вам такая идея? (Нравится.)

Тогда в лабораторию, но сначала вспомним правила безопасной работы при проведении опытов (выставляется схема). Маша, напомни ребятам.

Воспитатель: Аналитическая группа предлагает нам следующую схему выведения новой породы змей, проверим опытным путём? (Да). Итак, все надели защитные очки, приступим.

Витя, делай горку из 3 столовых ложек песка. Оксана, отмеряй 1 столовую ложку белого порошка из банки №1. Коля, ты отмеряй 1 чайную ложку белого порошка из банки №2. Я хорошо смочу песок прозрачной жидкостью. Вика, тщательно разотри все ингредиенты, аккуратно засыпай в углубление горки. Теперь осталось это поджечь, смотрим и ждём!

(Воспитатель обращает внимание на то, как медленно, осторожно появляется змея, она боится. Не бойся, с рождением тебя, змейка!)

Воспитатель: Вот какая красавица! Ребята, как же назвать этот вид, придумайте! Этот экземпляр мы оставим в лаборатории, а теперь пойдемте, отправим видеозапись эксперимента. ( «Отправляют электронную почту»).

Звучит аудиозапись «Входящее сообщение».

Воспитатель: Нам пришел ответ (включает аудио файл №2, видео «Все на свете нужны»).

Воспитатель: Я надеюсь, ребята, что наша сегодняшняя встреча заставит вас задуматься о нужности любого животного. Может в будущем кто-то из вас станет настоящим ученым. Хочу подарить эти очки на память. Творите, изобретайте, экспериментируйте. До новых встреч!

Опыт «Прозрачна ли вода?»

Опыт «Плавает или нет?»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год