Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект познавательного занятия по экспериментированию для детей 5 – 6 лет Тема: Прозрачный невидимка
Познание
Автор: Языкова Ольга Юрьевна   
07.07.2015 09:30

Конспект познавательного занятия по экспериментированию для детей 5 – 6 лет Тема: Прозрачный невидимкаКонспект познавательного занятия по экспериментированию для детей 5 – 6 лет Тема: Прозрачный невидимка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29»

Провела: воспитатель МДОУ № 102 Языкова О.Ю. г. Астрахань

Цель: Пробудить у детей интерес к опытнической деятельности.

Программные задачи:

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Оборудование: сундучок, тазик, пакеты, трубочки, шарики, стаканы, свеча, спички, банка, пластилин, бумажная спираль, минеральная вода, цветные ленточки, музыка.

Ход занятия:

Воспитатель: — Ребята, сегодня на занятие я принесла вам сундучок, не простой, волшебный! Но чтобы открыть его и узнать, что там, в нутрии, нужно отгадать стихотворение-загадку:

Он — прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Он в лесу — густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!

— Вы, конечно, догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нам просто необходим.

— А кому ещё нужен воздух? (птицам, зверям, насекомым, рыбам, растениям).

— Какими же свойствами обладает воздух? Какой он? (прозрачный, бесцветный, без запаха)

— А его можно пощупать? Попробуйте (нет)

— Ну, что ж заглянем в волшебный сундучок! (показываю содержимое сундучка)

— А в нём множество разнообразных предметов. А зачем они вы сейчас узнаете…

Представьте, что вы на время превратились в маленьких волшебников, приготовьтесь проводить опыты – эксперименты.

Опыт 1. Что в пакете?

— Сейчас я достану из сундучка… что это? (пакетик)

Он не простой, он не обычный (раздаю детям, предлагаю развернуть)

Что в нём лежит? (ничего)

А так? Встряхиваю пакетик, захватывая воздух, и закручиваю его (в нём воздух)

Правильно. Потрогайте воздух в пакетике, почувствуйте какой он упругий. Рукой ощутить воздух вокруг себя нельзя, а пакетом поймать и ощутить его можно.

— Почему кажется, что пакет пустой? (воздух прозрачный, невидимый)

Опыт 2. Игры с соломинкой

— Посмотрим, что же ещё лежит в волшебном сундучке? Достаю трубочки для коктейля. Раздаю детям. Что это? (ответы детей)

— Рассмотрите трубочку. У неё есть два отверстия. Подуйте в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Что вы почувствовали? (подул лёгкий ветерок)

— Ветерок чего? (воздуха)

— А как воздух в вас оказался? (мы его вдохнули)

— А можно увидеть воздух, который мы вдохнули? (нет)

— А если подуть в стакан с водой? (эксперимент детей)

— Вы выдуваете воздух в воду, и он пузырьками выходит на поверхность.

Опыт 3. Лёгкий – тяжёлый

— Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (ответы детей)

— Давайте наполним один пакетик воздухом, а другой водой. И «взвесим» что легче, а что тяжелее? Предлагаю одному из детей «взвесить» пакеты руками. Пакеты одинаковые, а весят по-разному. Оказывается воздух не только невидимый, но и лёгкий.

Опыт 4. Пузырьки – спасатели

— Ребята, а как вы думаете, воздух сильный? (ответы детей)

— Давайте проверим. Нальём в стакан минеральную воду богатую газам, а газ является составляющей воздуха, и бросим туда маленький кусочек пластилина (с рисовое зёрнышко). Пластилин падает на дно, потому что он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха подхватывают его и выталкивают на поверхность, потому что воздух легче и сильнее воды. Потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжёлый пластилин снова опускается на дно. Значит, самый тяжёлый – это пластилин, вода легче, и самый легкий – это воздух.

Физкультурная минутка.

— Ребята, давайте немного передохнём и поиграем с разноцветными ленточками в игру «Найди пару» (игра малой подвижности).

Опыт 5. Вертушка

— Ребята, а в сундучке для чего-то лежит свеча, вы не знаете зачем? (нет)

Зажигаю свечу. Когда горит пламя свечи, оно нагревает воздух и тёплый воздух поднимается вверх, потому что он легче холодного. Давайте проверим. Подношу к пламени бумажную спираль на ниточке.

— Что вращает спираль? (воздух)

Опыт 6. Свечка в банке

— А как же теперь погасить свечу? (задуть)

— А можно и другим способом. Оказывается, для горения огня необходим кислород, которым дышат все живые существа, и мы с вами. И когда кислорода много, свеча горит. Но если мы накроем свечу банкой, в банке воздуха, а, следовательно, и кислорода, мало. Огонь быстро израсходует кислород и свеча погаснет. Наблюдение за опытом.

Опыт 7. Реактивный шарик

— Ребята, в сундучке я обнаружила воздушные шарики. Их много, на всех хватит. Раздаю шарики детям.

— Как вы думаете. Воздух сильный? (ответы детей)

При помощи этих шариков мы сейчас проверим силу воздуха, а заодно и свою.

— Вы умеете надувать шарик и? (ответы детей)

Предлагаю детям выйти на ковёр, надуть шарик и отпустить его (показ воспитателя с последующим выполнением детей).

Вот какой воздух сильный, он из простого шарика сделал реактивный.

Заключение.

— Ну, что ж, ребята, вот и закончилось наше волшебное занятие. Сегодня благодаря волшебному сундучку мы узнали много нового и интересного. В следующий раз он принесёт нам новые опыты и эксперименты (закрываю сундучок). Спасибо вам за активное участие, а гостям за внимание.

Литература:

  1. Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий центр. М., 2004.
  2. Шорыгина Т.А. «Зелёные сказки. Экология для малышей», М., «Прометей книголюб», 2002.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год