Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
Познание
Автор: Булатова Эльвира Юрьевна   
01.12.2017 03:47

Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.

Современная дошкольная педагогика уделяет значительное внимание формированию природоведческих знаний, соответствующих современному уровню представлений о природе.

Усвоение детьми систематических знаний об окружающем мире природы становится обязательным компонентом образования и воспитания детей.

Заложенные на их основе первичные представления о среде обитания человека, создадут необходимые условия для успешного усвоения в школе всего цикла природоведческих дисциплин.

Некоторые категории детей с ограниченными возможностями здоровья имеют, в значительной степени, более примитивные представления о природе в целом, чем нормально развивающиеся сверстники. Их представления характеризуются однородностью и нечеткостью, знания крайне обеднены даже в отношении тех объектов и явлений природы, с которыми не раз встречались практически.

 

При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспринимаемые существенные признаки, например, на такой существенный признак, как живое и движущееся (животные ближайшего окружения), и не осознают, как элементы природы объекты и явления неживой природы.

Дети могут перечислить конкретных представителей животных и растений, но без обобщения их в родовые группы, входящие в данную категорию.

Связи и отношения в живой природе воспринимаются детьми с большим трудом. Им присущ дефицит знаний о назначении основных частях тела животных, очевидных причинах характерного способа их передвижения.

Лишь небольшой процент детей могут указать на функциональную связь между наличием у зайца длинных лап и его умением быстро бегать, или наличием перепонок на лапах водоплавающих птиц и умением плавать.

Знания детей о значении домашних животных в жизни людей также очень обеднены. Как правило, они называют лишь один из ряда факторов, характеризующих пользу животных для человека: «собака охраняет дом, корова дает молоко». Немногие из детей могут назвать, какое значение в жизни людей имеет свинья, кролик и даже кошка. В ответ на то, что кошки ловят мышей, дети говорят: «мышей дома нет, кошка ест корм».

Определение «дикие животные» ассоциируются у наших детей с какой-то опасностью, исходящей от диких животных: «они злые, их трогать нельзя».

Некоторые дети, запомнив сказочные образы зайца и ежа, рассказывают, что заяц в лесу питается морковкой, а ежик – яблоками…

Существенное влияние на формирование представлений у детей с особыми возможностями здоровья о растительном и животном мире оказывает частота контакта с объектами природы в повседневной жизни, предметно-практическая деятельность с ними и наглядно-чувственный способ познания предметов ближайшего окружения.

Для более целенаправленного формирования обобщенных представлений о многообразии форм и явлений, связей и отношений в живой природе целесообразно:

  • использовать в образовательной деятельности разнообразный наглядный материал, в том числе натуральные объекты. Дети должны иметь возможность подключить все органы чувств при ознакомлении с объектом: посмотреть, потрогать, понюхать, ощутить вес и т.д. ы;
  • проводить элементарные опыты, обеспечивающие полноту чувственного восприятия ребенка;
  • использовать предметно-практическую деятельность. В домашнем быту, на прогулках, в процессе трудовой деятельности дети активнее накапливают чувственный опыт от воздействия на них предметов и явлений природы. На этой основе добиваться предметной соотнесенности знаний воспитанников;
  • Систематически уточнять и восполнять представления детей об объектах и явлениях живой природы.

Вся коррекционно-развивающая деятельность по ознакомлению детей с ОВЗ с предметами и явлениями природы в детском саду осуществляется через игру. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Знания, приобретенные непосредственно в процессе игры, направляемой педагогом, помогают сформировать у ребенка правильное «миропредставление», включающее его в окружающий мир как участника естественного процесса его развития.

В дидактических играх мы используем натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности и речи.

В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками дети знакомятся с качеством и свойствами природных материалов, накапливают чувственный опыт. Дидактические игры экологического содержания обеспечивают не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Это будет способствовать предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к природе.

На родительских консультациях мы всегда рекомендуем регулярно наблюдать с детьми за объектами и явлениями природы. Закрепляя названия деревьев, собрать, рассмотреть, назвать и засушить листочки с них.

Привлекая ребенка дома помочь маме помыть посуду, постирать куклино платье или свои носочки, учим подмечать при этом, свойства воды. Во время

экскурсии в зоопарк, учим ребенка наблюдать за повадками животных, их образом жизни. Обязательно побеседовать с ребенком о том, что он видел.

Гуляя в лесу, советуем обращать внимание на сухие ветки, сучки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети

начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем похожие признаки знакомых предметов. Это очень радует их и способствует

развитию наблюдательности, воображения, пополнению словарного запаса и развитию речи.

Мы рекомендуем родителям учить ребенка не только задавать вопросы, но и самому предпринимать попытки к нахождению ответа на них, хвалить

ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию. Это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы. И конечно, поощрять

любознательность ребенка, ведь потребность узнавать новое – важное и ценное качество.

Для формирования целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано, регулярно используем в своей деятельности

интегрированные занятия. Интегрированные занятия побуждают дошкольников к активному познанию окружающей действительности,

нахождению и осмыслению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей и речи. Эти занятия

создают благоприятные условия, чтобы «восприятие, мышление и речь соединились в единый и целостный акт умственной работы» (Б. Г. Ананьев,

1958 г.).

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год