Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая гостиная для воспитателей Тема «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»
Познание
Автор: Светлана Туний   
29.05.2014 19:47

Педагогическая гостиная для воспитателей Тема «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми»Цель: обсудить с воспитателями роль мультфильмов в  воспитательно- образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи.
1. Определить  влияние положительных и отрицательных героев  мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.
2. Выявить общее и различие советских и современных мультфильмов отечественных и западных кинопроизводств.

План проведения:
1. Выявление проблемы.
2. Определение педагогической составляющей  мультисторий.

Выявление проблемы.
На экране демонстрируются различные сюжеты мультфильмов советской  и современной мультипликации (« Серая шейка», « гуси – лебеди», « мойдодыр», «Антошка», «Крошка-енот» , «человек-паук», «тачки», « бетмен» , и другие)
- Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать вас в нашей педагогической гостиной.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на  целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Нецеленаправленных факторов становиться все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но  и в наш век информационных технологий множество медиа-факторов.
Сегодня предлагаю рассмотреть роль мультфильмов в воспитательно- образовательной работе.
Современный ребенок попадает  в активную,  разнообразную медиа-среду, представленную: телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации.
Один из первых и важных представителей медиа-пространства- мультфильмы ( анимационные фильмы), которые , в любом случае  оказывают  влияние на ребенка. Зачастую просмотр мультфильмов не контролируется  со стороны взрослых.  Родители и воспитатели включают ребенку мультфильм, не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно их не просматривая, что может привести к нежелательным последствиям.
Современные дети проводят перед телевизором по несколько часов в день, учитывая то, что дошкольники познают окружающий мир постоянно, проведенное время перед экраном не может пройти  бесследно.
Но мир мультипликации - мир культурного наследия, богатый огромным потенциалом в  педагогической работе.
-расширяет представления об окружающем мире, знакомит с новыми словами, явлениями, ситуациями;
-демонстрирует примеры поведения, что способствует социализации детей. Дети зачастую сюжеты мультфильмов переносят в игры;
-формирует оценочное отношение к миру, развивает мышление, понимание причинно-следственных связей;
- развивает эстетический вкус, чувство юмора;
-помогает реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм- эффективный воспитатель, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два вида восприятия: зрение и слух.
Совместный анализ с ребенком увиденного, может стать мощным воспитательным инструментом, а также эффективным наглядным материалом.
Предлагаю сравнить потенциал мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов.
Мультфильмы советского периода  в подавляющем большинстве носят морализаторский характер, современные не отличаются строгой моралью.
Сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, затронутые в них  понятны детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, похороны, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть.  Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая.
Примеры: смерть акулы и церемония похорон « «Акулья история»; детально показана смерть короля-жабы ( «Шрек 3»). В фильме « Добрыня Никитич» сюжет закручен на карточном долге, в азартные игры на деньги играют практически все- от бабы Яги и заканчивая правителем –Князем..
Все эти сюжетные линии не вписываются в рамки жанра детского мультфильма. Через мультфильмы ребенок усваивает  модель поведения, способы действия, алгоритм достижения цели. В современных фильмах  этим способом  становиться агрессия.  По результатам исследований, у детей, которые  преимущественно смотрят зарубежные мультфильмы, наблюдается повышенная агрессия, жестокость. Посмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают героев, обладающих определенными характеристиками. Поэтому крайне важны для детского осмысления типажи главных героев, их основные и существенные характеристики. Шрек («Шрек») – невоспитанный, грубый; осел («Шрек)- и зебра(«Мадагаскар»)- назойливые, навязчивые, болтливые; лев Алекс («Мадагаскар»0-самовлюбленный; Алеша Попович(«Алеша Попович и Тугарин Змей)-трусливый и глупый; Забава («Алеша Попович и Тугарин Змей») –эгоистичная, истеричная, не уважающая старших. А ведь для детей главный герой, безусловно, должен быть положительным. Это означает, что ребенок воспринимает его целиком и полностью, не в силах оценить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что « плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает  как должное.
В советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Современные мультфильмы позиционируются как развлекательные, легкие. Юмористические. Юмор, представленный в них, зачастую злой, грубый, глупый, поверхностный     и примитивный.
Например. С юмором показаны ситуации с применением боли: Шрек на горке получает удар ниже пояса ( «Шрек»); птичка лопнула от пения, чтобы принцесса смогла взять яйца из ее гнезда на завтрак («Шрек»). Смешными представлены невоспитанность, неправильное, нарушающее все нормы поведение. Таким образом, дети усваивают, что смеяться можно над болью, унижением, невоспитанностью и пошлостью. В советских мультфильмах юмор добрый, непошлый и безобидный. Некоторые современные мультфильмы все обладают обучающим и воспитательным потенциалом, который можно использовать (например, некоторые серии из мультсериала «Смешарики», «Лунтики» и др.)
Многие родители не придают мультфильмам большого значения и позволяют смотреть ребенку все, что ему хочется. Такая позиция может привести к возникновению различных трудностей и перекосов  в становлении личности ребенка. Например. Девочки чересчур увлечены феями Винкс, начинают жить в выдуманном мире, много мечтают, излишне фантазируют, пытаются колдовать.
У мальчиков любимые герои - роботы, бакуганы, супергерои, которые тоже отделяют детей от реальности. Такие мальчики увлечены рассказами о войнах, роботах, оружии. Они много проводят времени перед телевизорами и начинают болезненно увлекаться компьютерными играми. Постоянно созерцая на экране убийства (все  супергерои - убийцы во имя добра), дети начинают спокойно относиться к этому в жизни; начинают с жестокостью относиться живым существам; проявляют интерес к едущим с сигналами машинам скорой помощи, полиции, живописуя картины смертей и убийств. Конечно, увлечение выдуманными мирами и героями может быть, но оно должно быть в меру. Если ребенок будет всем сердцем стремиться к виртуальному миру, и его не будет привлекать красота и разнообразие реальности, то будучи школьником,  он все больше будет погружаться в виртуальный мир.
Если родители не переводят его интересы от таких мультфильмов  в другие русла, если потакают его пристрастиям, получается, что этого ребенка уже воспитывают не родители, а мультфильмы.
И так, современные мультфильмы обладают сомнительным воспитательным потенциалом, или даже антивоспитательным, дезориентируя ребенка. Многие мультфильмы советского периода содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического, трудового, физического воспитания, а значит, могут быть использованы в педагогическом процессе.
Работу с мультфильмом можно построить по принципу сочетания наглядного материала и слова педагога или родителя.
На таких занятиях можно использовать следующую схему: -
-вступительное слово педагога о сюжете мультфильма, либо его проблеме.
- просмотр мультфильма.
-беседа, вопросы детям, обсуждение, выводы, задача- получение новых знаний.
- игра на основе выводов.
Важно после просмотра при возникновении определенной ситуации возвращаться к мультфильму, его герою.
Например, образ лентяя нехочухи, который запомнился ребенку ярко входит в сознание , что его можно вспоминать, когда он капризничает» не хочу-не буду». Фраза: « Молодец, будешь как великий Нехочуха» может привести правильным действиям.

2.Предлагаю некоторые методики просмотра мультфильмов.
« Нехочуха».
Творческое объединение «Экран»,1986г.
Длительность: 9мин.13 сек.
Цель: показать, что лень и постоянные удовольствия не приносят никакого результата.
Формируемые представления: отрицательное отношение к лени.
Краткое содержание: Мальчик не хотел ничего делать, только смотрел мультики и играть. Он не убирал за собой, не помогал бабушке по дому и мечтал попасть в страну, где ничего не надо делать и где не будут заставлять делать то, что не хочешь. Туда он и попал. В стране Нехочухии были разнообразные удовольствия и обслуживающие роботы .  Мальчик быстро устал от постоянных  удовольствий и постоянно повторял слова «. Когда нехочу», на что робот отвечал: «Молодец. Будешь великий Нехочуха».
Когда же он увидел настоящего великого Нехочуху- отвратительного толстого лентяи понял, что это он и есть в будущем, мальчик не захотел быть Нехочухой.
Вопросы.
- Что мальчик не хотел делать и не делал?
-Понравился ли вам великий Нехочуха? Почему?
-Что нужно делать, чтобы не стать таким?
- Как нужно жить: по принципу «хочу-не хочу» или «надо-не надо»?
Вывод: мальчик не хотел ничего делать. Но когда увидел, что живя так, он станет отвратительным Нехочухой, решил, что надо жить по принципу «надо- не надо», а не « хочу- не хочу».

« Баранкин, будь человеком!»
Союзмультфильм, 1963 г.
Длительность:  20мин. 16 сек.
Цель: закрепить представление о труде. Как основе жизни всех живых существ.
Формируемые представления: труд как основа жизни.
Краткое содержание.
Двоечники Баранкин и Малинин не хотели учиться. Чтобы избежать дополнительных занятий и как следует отдохнуть,  они превратились в воробьев. Но у тех оказалась совсем нелегкая жизнь: они спасаются о т кошеки мальчишек с рогатками, вьют гнезда… Жизнь воробьев быстро надоела лентяям и они превратились в бабочек . Но та тоже трудятся- собирают пыльцу. Кроме того - на бабочек охотятся школьницы. Не понравилось мальчишкам быть бабочками, и стали они муравьями. Но жизнь последних, оказалась тоже непростой. Поняли мальчишки, что все в природе трудятся, и превратились обратно в людей.
Вопросы:
-Опишите Баранкина и Малинина.
- Почему Баранкин не хотел быть человеком? Как он хотел жить?
В кого превратились лентяи?
- Какие у воробьев есть сложности? Чем они занимаются? Чему учатся?
-Легкая ли жизнь у бабочек7Чем занимаются бабочки? Какие опасности их постерегают?
- Опишите муравьев?
-Понравилась ли Баранкину и Малинину жизнь воробьев, бабочек, муравьев?
-кто в природе не трудиться?
-Можно ли жить и не трудиться?
-Что поняли Баранкин и Малини? –
-Что означает фраза « быть человеком»?
Вывод: Баранкин и Малинин не хотели трудиться, поэтому стали искать тех, у кого легкая жизнь, без труда, Но оказалось, что в природе все трудятся. Поскольку без труда не выжить.
( если позволяет погода, можно вместе с детьми выйти в парк, и понаблюдать за жизнью муравьев, воробьев, бабочек. Задать детям вопросы: что делают воробьи, бабочки, муравьи? Как они добывают себе пропитание? Что будет, если перестанут трудиться?)


« Остров ошибок»
Союзмультфильм, 1955 г.
Длительность :
24мин.59сек.
Цель: формировать положительное отношение к школе, такде представление , что знания необходимы в жизни.
Формируемые представления: желание и понимание необходимости учиться.
Краткое содержание. Коля все лето отдыхал и ленился решать задачки по математике. Он попал на Остров ошибок и встретил там ошибки из своих неправильно решенных задач: разделенных дорогой кроликов, слона. Легче воздуха; корову и лошадь с одним телом и двумя головами; бассейн, который затопил все вокруг, но Коля правильно решил все задачи, и все встало на свои места.
Вопросы.
- Опишите мальчика Колю Сорокина.
- Почему он не хотел решать задачи по математике?
-Какие свои ошибке встретил Коля на острове ошибок?
- Почему Коля сделал все эти ошибки?
- Как Коля смог исправить их?
-Зачем нужны знания?
Заключение.
Уважаемые педагоги! Из сегодняшней встречи можно сделать вывод, что необходимо регулировать сюжеты мультфильмов, а также их  частоту просмотра  Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. Необходимо смотреть мультфильмы вместе с детьми, комментировать их, помогать расставить правильные акценты. Совместные просмотры обогащают  общение, укрепляют дружественные взаимоотношения  взрослого и ребенка,  и это  очень сближает их.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год