Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».
Познание
Автор: Гасанова Лейла Шихгайибовна   
08.11.2016 19:20

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе: «Великий невидимка-воздух».

Воспитатель: Гасанова Л.Ш.

Программное содержание.

  • Уточнить и расширить знания детей о воздухе, дать знания детям о том, что воздух – главное условие жизни всех живых существ на земле.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
  • Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
  • Закрепить правила безопасности при экспериментировании.
  • Активизировать речь и обогащать словарь.
  • Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.

Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде, ветре; наблюдения, слушание А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю.Ефремова, «Ветер» М.Исаковского.

 

Словарная работа: лаборатория, учёные, невидимый, прозрачный, бесцветный, бриз, шторм, ураган.

Материал на каждого ребёнка: камень, стакан с водой, коктельная трубочка, пакет, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок), воздушный шарик, духовые музыкальные инструменты.

Демонстрационный материал: стакан с водой, трубочка, ёмкость с водой, кораблик, карточки с символами, пустой стакан.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в группу становятся полукругом.

Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

- Сегодня, я шла в детский сад. Подхожу к забору и вижу: калитка то открывается, то закрывается... Подхожу поближе: никого нет. А калитка всё равно — то откроется, то закроется. Кто же её открывал? (ветер)

- А что такое ветер? (Движение воздуха)

- А в помещении детского сада есть воздух? (Да).

- Скажите, что такое воздух? (Воздух это то, чем мы дышим).

- А где есть воздух? (Везде)

- Можно ли жить без воздуха? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей). Давайте проверим. — Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. Достаточно. Какое у вас было желание? (ответы детей). Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать). Страшно даже подумать, что было бы, если воздух исчез. Без воздуха мы просто погибнем. Значит, воздух есть везде и жизнь без него не возможна.

- Чтобы как можно больше узнать о свойствах воздуха, давайте превратимся в учёных. Но, сначала послушайте и запомните правила безопасного поведения при экспериментировании:

  • Не толкай соседа во время работы.
  • Сначала посмотри (послушай), потом повтори.
  • Выполнил работу, положи всё на место.
  • Будь осторожен!

Вокруг себя повернись и в исследователей превратись. Давайте отправимся в лабораторию. Подойдите к столу.

ОПЫТ №1.

- Возьмите в руку камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей — твёрдый). Камень — это твёрдый. А можно взять воздух в руки и сжать его? (Ответы детей)

- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ТВЕРДЫЙ

- Посмотрите на стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей). Что умеет делать вода? (ответы детей). Так что же такое вода? (ответы детей). Да, вода это жидкость. А воздух, может течь, переливаться? (ответы детей. Нет).

- Значит можно сделать вывод: ВОЗДУХ НЕ ЖИДКОСТЬ.

- Можно ли попробовать воздух на вкус? (ответы детей). Лизните его. Какое свойство воздуха мы откроем? ВОЗДУХ НЕ ИМЕЕТ ВКУСА.

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? (ничего) Пахнет ли чем-нибудь воздух?

Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ.

-Предлагаю вам провести эксперимент. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

Дети: у меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

- Чем может пахнуть воздух? (Свежестью после дождя, едой, которая готовится на кухне, дымом, если горит костёр, духами и т.д.)

Вывод: АБСОЛЮТНО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ЗАПАХА НЕ ИМЕЕТ, ЗАПАХ ЕМУ ПРИДАЮТ ОКРУЖАЮЩИЕ ЕГО ВЕЩЕСТВА.

- Итак, что же запомнили наши ученые: что воздух не твёрдый. Воздух не течёт и не льётся. Значит он не жидкость.

А для чего нам нужен воздух? ДЫШАТЬ.

Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха.

ОПЫТ №2.

Дыхательная гимнастика. На 1- Вдохните воздух носом, на 2,3, 4- выдохните через рот, губы вытяните трубочкой (2р.)

- Когда вы вдыхаете, вы видите, сколько вы вдохнули воздуха, а сколько выдохнули? А почему не увидели? А хотите увидеть? (да)

- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец коктельной трубочки в воду. Вдохните через нос, а выдохните через трубочку, вставленную в стакан с водой, только осторожно. Что появилось в стакане? (Пузырьки воздуха). Как они там появились? ВЫВОД: Пузырьки в воде, что это такое????

- Как ещё мы можем обнаружить воздух? Продолжим наши опыты.

ОПЫТ №3.

Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей). Делаем вывод. Что в пакете? Какого цвета воздух? Что надо сделать, чтобы поймать воздух?

ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ВОЗДУХ, ЕГО НАДО ПОЙМАТЬ И ПОМЕСТИТЬ В ОБОЛОЧКУ.

Предлагаю вам немного размяться:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Осторожно ветер за калитку вышел, (Руки вверх, махи руками вправо- влево)
Постучал в окошко, пробежал по крыше. (Постучать пальчиками по ладошке и перебирать пальчиками по рукам)
Покачал тихонько ветками черёмух (Руки вверх покачать вправо- влево)
Пожурил за что-то воробьёв знакомых, (Погрозить пальцем).
И, расправив гордо молодые крылья, полетел куда-то вперемешку с пылью (расправить руки, полетать).

Сесть на свои места.

Можно ли воздух услышать? (Фонограмма)

ОПЫТ № 5.

Давайте надуем шарики, где сейчас воздух? (В шаре). Чтобы услышать воздух, спустите шарик. Что происходит? (Воздух выходит из шара и слышно шипение воздуха).

Возьмите музыкальные инструменты, подуйте в них. Что мы слышим? (Звук). Вывод: ЗВУК ВОЗНИКАЕТ, КОГДА ВОЗДУХ ДРОЖИТ (КОЛЕБЛЕТСЯ), И ТОГДА МЫ МОЖЕМ ЕГО УСЛЫШАТЬ.

ОПЫТ № 6.

ЗАПУСКАНИЕ КОРАБЛИКОВ.

Посмотрите, что у меня в руке? (Лодочка) Чтобы лодочка поплыла, что нам нужно сделать? (опустить в воду и подуть). Подуйте. Что происходит с лодочкой? (Мы подули, воздух стал перемещаться, и лодочка поплыла). Правильно, ветер это движение воздуха. А что ещё благодаря воздуху может плыть? (облака). Посмотрите на воду (Волны) Если на море лёгкий ветер – это бриз, если ветер сильнее это шторм, а если очень сильный – ураган.

- Вот сколько интересного вы узнали о воздухе. Так Что же такое ВОЗДУХ? (Закрепляем по схеме).

Дети: У Воздуха нет цвета, вкуса, запаха.

  • Воздух можно услышать.
  • Воздух прозрачный, поэтому мы его не можем увидеть.
  • Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
  • Ветер это движение воздуха.
  • Способ обнаружения воздуха — "поймать" его в оболочку.
  • Воздух может двигать предметы.

-Предлагаю вам дома рассказать про нового знакомого невидимку и поиграть с воздухом: надувать шарики, пускать кораблики и самолётики в небо.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год