Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».
Познание
Автор: Хрулева Наталья Владимировна   
13.07.2015 20:30

Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».Исследовательская деятельность – как активный метод обучения и воспитания дошкольников. Конспект занятия «Камни – цветы земли».

Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г.Серпухов

Программное содержание:

  • Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире неживой природы. Познакомить с разнообразием камней в природе, их свойствами. Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов. Учить делать элементарные выводы и умозаключения.
  • Формировать представления о неразрывной связи человека с природой.
  • Развивать речь детей, творческое мышление, память, расширять кругозор.
  • Вызывать чувство восхищения совершенством объектов природы.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде.

Скачать конспект

Развивающая среда:

«Гора Самоцветов» с образцами драгоценных камней, палочка с кристаллами соли, книга «Малахитовая шкатулка», портрет Хозяйки Медной Горы, пейзаж – «Гора, море, песок», картинки с изображением каменных домов, мостов, дорог, памятников и т.д.; карточки для цепочки «Превращения соли» — демонстрационный материал; увеличительные стёкла, наборы для опытов и исследований песка и соли, красные и синие ладошки для дидактического упражнения «Хорошо – плохо» на каждого ребёнка и бубен.

1. Вводная часть. — 5 мин.

Воспитатель: — Здравствуйте дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к Хозяйке Медной Горы. Я вам читала книгу «Малахитовая шкатулка» П.Бажова, мы рассматривали иллюстрации в этой книге и сейчас я предлагаю вам еще раз полюбоваться Хозяйкой Медной Горы (воспитатель показывает детям иллюстрацию).

Она владеет несметными подземными богатствами.

- Какие подземные сокровища она хранит?

- Вы сказали, что она хранит камни. А для чего нужны камни? (Где можно встретить камни?)

Дети: — строить дома, мосты, дороги, украшать клумбы и т.д.

(Выставляются иллюстрации, с изображением каменных домов, памятников и т.д.)

Воспитатель: — А сейчас я приглашаю вас в «Царство камней» Хозяйки Медной Горы. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других не смогли бы жить, но все они называются «Цветы Земли», потому что какие бы они разные не были, все нужные людям и добываются или глубоко под землёй, или на поверхности земли. И сегодня на нашем занятии мы, как настоящие ученые будем исследовать камни и их некоторые свойства, для того чтобы узнать, где и как их можно использовать

2. Основная часть – 20мин.

Воспитатель:

(Вывешивается иллюстрация «Гора, камни, песок»).

- Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Камень может появиться на свет огромной горой. Но вода и ветер за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, затем во всё более маленькие камни и камушки, и, наконец, в песок. Что же такое песок? Давайте познакомимся с ним поближе.

- На столах у вас подносы, на них стоят тарелочки с песком и кружки с водой. Пододвиньте аккуратно к себе эти подносы.

Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите песчинки. Что вы о них можете сказать?

Дети: — Песчинки — маленькие, круглые, жёлтые, белые, коричневые и т.п.

Воспитатель: — Отложите увеличительные стёкла в сторону. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?

Дети: — Песок сыплется, высыпается из пальцев.

Воспитатель: — Попробуйте из этого песка что – нибудь слепить. Получается у вас? Почему ничего не получается? Песок какой?

Дети: — Песок сухой, сыпучий, поэтому из него не получается ничего слепить.

Воспитатель: — Правильно. Сухой, сыпучий — это одно из свойств песка. Но и сухой песок используется людьми, как вы думаете где?

Дети: — Зимой песком посыпают лед на дороге, чтобы не было скользко; в песочнице, на пляже, в песочных часах и т.д.

Воспитатель: — А теперь возьмите кружку с водой и аккуратно вылейте воду в тарелочку с песком. Поставьте кружку обратно на поднос. Каким стал песок?

Дети: — Песок стал мокрым, влажным, сырым.

Воспитатель: — Возьмите пальчиками щепотку песка и высыпьте её обратно в тарелочку, как вы это делали с сухим песком. Что происходит с песком?

Дети: — Песок не сыплется, а падает слипшимися кусочками.

Воспитатель: — Попробуйте что – нибудь слепить из сырого песка. Воспитатель спрашивает у нескольких детей, что они слепили.

- Вытрите руки салфетками, которые лежат у вас на подносах. Как вы думаете, почему из этого песка у вас получилось слепить разные фигурки?

Дети: — В песок налили воды, и он стал сырым, липким, песчинки прилипают друг к другу.

Воспитатель: — Правильно, это ещё одно свойство песка. А где можно встретить сырой песок?

Дети: — В море, реке, в аквариуме, в песочнице, на стройке и т.д.

- В результате этого исследования, с какими свойствами песка вы познакомились?

Дети: — Песок бывает сухим, рассыпчатым, сыпучим и из него нельзя ничего построить, и сырым, влажным, мокрым, липким, из такого песка можно слепить разные фигурки и постройки.

Воспитатель: — Вы всё правильно отвечаете. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо – плохо».

- Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок – это хорошо или плохо? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, используйте цветные ладошки, которые лежат у вас на столах. Кто считает, что разрушение камня и превращение его в песок – хорошо, поднимите вверх красную ладошку. А кто считает, что плохо – поднимите синюю ладошку. (Воспитатель спрашивает выборочно мнение нескольких детей).

Дети: — Хорошо: в песок можно играть детям, удобно лежать, загорать на пляже, ходить по песку босиком, песок нужен для строительства домов, мостов, дорог и т.д. Плохо: красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота и т.д.

Воспитатель: — Отодвиньте подносы с песком обратно на край стола.

- А теперь давайте отдохнём. Игра — физ. минутка «Гора – горушка».

Воспитатель: — Отдохнули, теперь продолжаем дальше.

- А ещё есть такие камни, которые можно есть. Посмотрите на этот камень, что он вам напоминает? Как вы думаете, что это?

Дети: — Это соль. (если дети затрудняются, воспитатель называет сам).

Воспитатель: — Да, это соль, каменная соль.

- Что вы можете сказать про этот камень? Какой он? (Если есть возможность, воспитатель предлагает детям потрогать каменную соль).

Дети: — Этот камень твёрдый, блестящий, не рассыпается.

Воспитатель: — Правильно. И на доску мы ставим карточку с изображением каменной соли.

У вас на подносах тоже лежит соль. Расскажите, а какая у вас соль?

Дети: — Соль рассыпчатая, белая, сыпучая, солёная, мелкая.

Воспитатель: — Правильно. Такую соль как у вас на подносах, получили, измельчив вот такую каменную соль. А для чего людям нужна соль?

Дети: — Соль добавляют в разные блюда, чтобы было вкусно.

Воспитатель: — И мы ставим на доску карточку с изображением мелкой соли.

- Вот вы узнали и ещё одно свойство камней – их можно есть, но не все конечно, а только соль. Но знаете, у соли есть ещё одно свойство, она может не только разрушаться, но и восстанавливаться. Сейчас вы узнаете как. Я для вас приготовила сюрприз – сказочную палочку. Полюбуйтесь её. Она вся блестит на свету, потому что покрыта кристалликами соли. Я могу вас научить сделать такую – же сказочную палочку.

ОПЫТ:

Воспитатель: — Для этого сейчас мы с вами проведём опыт, как настоящие учёные. Нам понадобятся стакан с водой, соль, которая лежит у вас в тарелочках и палочки. Пододвинь к себе другой поднос высыпьте аккуратно соль из тарелочки в стакан.

- Что вы видите в стакане? (соль).

- И мы ставим карточку с изображением стакана с водой и солью.

- Помешайте палочкой воду в стакане.

- Что случилось с солью? Куда она исчезла?

Дети: — Соль пропала, растаяла, растворилась.

Воспитатель: — Как вы думаете, какой вода стала на вкус?

Дети: — Вода стала солёной.

Воспитатель: — Посмотрите в стакан – у всех соль полностью растворилась? Это важно для хорошего результата в нашем опыте. Опустите палочки в стакан и мы их поставим в тёплое место. Это тоже очень важно, в тепле вода быстрее испаряется. -И мы ставим на доску карточку с изображением стакана с солёной водой и солнышка, солнышко – это тепло.

-Теперь вам придётся набраться терпения. Вы уже большие дети и вполне можете потерпеть несколько дней до получения результата. Но вы будете не просто так сидеть, и ждать, а будете наблюдать и каждый день отмечать, сколько воды в стакане испарилось. Когда вода испариться полностью, то на стенках стакана и на палочке останутся вот такие красивые, сверкающие кристаллы соли. И мы ставим на доску карточку с изображением палочки с кристаллами соли.

-Эти палочки вы покажите друг другу, полюбуетесь ими и возьмёте домой, чтобы подарить родителям и даже можете научить их делать вот такие красивые палочки.

Вот так получится превращение соли из воды обратно в камень.

Воспитатель:

- С какими свойствами камней, на примере соли вы ещё познакомились?

Дети:

- Соль можно есть, соль растворяется в воде и может появиться вновь, когда вода испарится.

Воспитатель:

- Посмотрите на доску, у нас получилась цепочка превращений соли.

- Что было вначале? (каменная соль)

- Что дальше произошло с солью? (каменную соль размельчили и стала мелкая соль)

- Что мы сделали с мелкой солью? (насыпали в стакан с водой и размешали)

- Что в стакане с водой произошло с солью? (соль растворилась)

- Что мы сделаем дальше? (поставим стакан с соляным раствором в тёплое место)

- Что получим, когда вода испариться? (на стенках стакана и на палочке останутся кристаллики соли)

По этой цепочки видно, что соль может не только пропадать в воде, растворяться, но и появляться опять, когда вода испариться.

- Молодцы! У нас с вами получился целый рассказ о превращениях соли.

3. Заключительная часть. – 5 мин.

Воспитатель:

- Вам понравилось в гостях у Хозяйки Медной Горы? Что вам понравилось больше всего? А что было трудно? Мне тоже было с вами приятно и интересно. Спасибо. Занятие окончено.

Литература

  1. Бажов П. Сборник сказок «Малахитовая шкатулка» Москва «Гном» 2007г.
  2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой Москва «Просвещение» 2009г.
  3. Савенков А. И. «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания» Ярославль «Академия развития» 2002г.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год