Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)
Занятия по теме "Осень"
Автор: Степаненко Лариса Александровна   
12.02.2015 11:23

Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)Конспект занятия из цикла «Познавательно - речевое развитие» образовательная область «Коммуникация». Тема «Поговорим об осени» (старшая группа)
Автор: Степаненко Лариса Александровна, воспитатель высшей категории МБДОУ детский сад «Родничок».
Алтайский край, с. Хабары, 2014г.
Программные задачи:
Закрепить представления детей об осеннем времени года, обогащать словарный запас определениями, развивать образность речи методом сравнения. Развивать творческое мышление средством ТРИЗ - педагогики (нахождение противоречий, эмпатия). Развивать наглядно — образное мышление способом использования план - схемы.
Оборудование. Иллюстрации с осенним временем года, витрина, Сравнилка, схемы, ёмкости для игры «Хорошо - плохо», вырезанные из бумаги листочки деревьев — жёлтые и коричневые, мяч, микрофон.
Ход занятия. Воспитатель:
Пусты поля,
Стынет земля,
День убывает Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель. Да, ребята, у осени своё рабочее расписание: первые месяцы тёплые, а последние - холодные. Солнышко меньше прогревает землю, воздух охлаждается, особенно по ночам.
Есть разные две осени. Одна - ранняя, это радостная, пышно убранная цветами, разноцветной листвой, богатая урожаем осень. Поэт так сказал о ней:
Лес точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной...
Другая - поздняя, она грустная, с дождём и снегом, с тяжёлыми тучами, коротким днём.
Давайте, ребята, подберём много слов — определений к ранней осени. Осень какая? (бросаю мяч каждому ребёнку, повторяя вопрос).
Дети называют: золотая, весёлая, радостная, богатая, пышная, щедрая и
т.д.
Как ни хороша осенняя погода, а всё в природе готовится к осенним холодам.
В полдень дождь перестал И что белый пушок На осеннюю грязь Начал падать снежок...
Давайте дадим описание поздней осени. Она какая?
Дети: грустная, холодная, тоскливая, грязная, ветреная, пасмурная, скучная, голая и т. д.
Молодцы, много сказали об осени.
Сегодня к нам пришёл наш славный друг - мастер красивых сравнений. Кто?
Дети. Сравнилка. Он очень умный, внимательный и наблюдательный.
В корзинке у Сравнилки Сравнений миллион.
Сравнит вам что угодно И с чем угодно он.
Дети рассматривают, что принёс в корзинке Сравнилка и отвечают, что на что похоже, используя в своих ответах слова: как, как будто, похож (ёлочка, снежинка, лист, мухомор, божья коровка, груша, ёжик, снег, мороженое).
Воспитатель. Ребята, давайте с вами отправимся в осенний лес.
Динамическая пауза:
Мы пришли в осенний лес,
Сколько здесь вокруг чудес:
Справа ёлка в иголках стоит,
Слева берёзка на нас глядит.
Листочки над нами кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От кого —то убежал.
А вот лисонька крадётся,
Вдруг мышонок попадётся.
Серый волк тут рыщет,
Он себе добычу ищет.
А мы спрячемся сейчас,
Не найдёт никто тут нас.
В лесу красота и покой!
Не пора ли нам домой?
Воспитатель. Нет не пора. Выбегайте на полянку. Вокруг тишина и покой. Давайте послушаем тишину осеннего леса.
(Звучит тихая музыка, дети рассаживаются на ковре, закрывают глаза).
(Расставляю осенние композиции, репродукции картин)
-Ребята, почему не летают бабочки, жуки, не видно божьих коровок, комары не жужжат над головой?
Почуяв осенние холода, большинство взрослых насекомых в наших краях не доживают до зимы, погибают, таков срок их жизни. Майские жуки зарываются глубоко в землю; в сон впадают личинки и куколки бабочек, комаров, мух под корой, в сухих стебельках. Муравьи - в клубок и глубоко зарываются в землю.
-    А как ящерица, лягушка готовится к зиме? (Прячутся на дно в тине, заползает под пни, корни деревьев и засыпает).
-    Ёжик? (Делает гнездо из листочков, мха, травы под кучей веток и впадает в спячку).
-    Медведь, барсук? (Тоже впадают в зимнюю спячку).
Осенью в лесу нужно вести себя тихо, осторожно, чтобы не разбудить уже впавших в спячку зверей.
Но совсем по - другому готовятся к зимним холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку. Какие это звери? (Лиса, заяц, волк, лось, олень и др.) Всем им щедрая осень дарит тёплые, пушистые, красивые шубки. В них можно пережить морозы.
Пока мы с вами находимся в лесу, не слышим птичьих голосов. Почему?
(Птицы улетают в тёплые края. Это ласточки, скворцы, журавли, соловьи, лебеди. Это перелётные птицы. Они не могут зимовать у нас, потому, что питаются насекомыми и зимой нет для них пищи.)
-    Как мы называем птиц, которые остались на зимовку в наших краях?
(Это зимующие птицы: синица, сорока, ворона, воробей.)
-    Ребята, а как деревья к зиме готовятся?
(Они сбрасывают листву)
-    Давайте сейчас поиграем в игру «Превращалки».
-Раз, два, три - покружись и в деревья осеннего леса превратись!
(дети замирают в различных позах, имитируя дерево)
Воспитатель. Я - корреспондент «Лесной газеты», буду брать у вас интервью.
(подхожу к любому «дереву» и провожу беседу)
*    Здравствуй, ты какое дерево? Как ты себя чувствуешь в этот осенний денёк? У тебя совсем нет листочков, тебе их не жаль? С кем ты дружишь в эти осенние денёчки? О чём ты мечтаешь?
-    Я берёзка. Мне нравится прохладный осенний воздух. Сначала мне было жаль свои листочки, но теперь веточкам легко, а на них остались маленькие почки — в них прячутся новые листики. Ветерок прилетает поиграть со мной — покружиться в моих веточках.
-    А я - ёлочка. Я всегда зелёная. Мои старые иголочки осыпаются, на их месте вырастают новые, такие же зелёненькие. Дружу я с белкой и птицами, кормлю их своими семенами, они прячутся в моей хвое от непогоды.
-    Раз, два, три - покружись и в зверушек осеннего леса превратись!
*    Добрый день, белочка (зайчишка, ёжик, лисичка), остановись, задержись на минутку, поговори со мной. Ты куда спешишь? Как тебе живётся? О чём ты заботишься в этот осенний денёк?
-    Насушила я грибов, собрала орешки, жёлуди Н зимой всё пригодится. У меня в лесу кладовочка есть. Найду орех, в ямку зарою под деревом, ещё найду - в ту же ямку складываю. Много у меня таких кладовочек под разными деревьями, на всю зиму запасов хватит. А шубку я сменила на серенькую.
-    Раз, два, три - покружись и в ветерок ты превратись!
*    Здравствуй, ветер,
Ветер, здравствуй,
Ты куда летишь, вихрастый?
-    Я спешу в детский сад. Полетим, ребята - ветерки в нашу группу.
Воспитатель. Ну, вот вы снова — ребята.
Осень очень важный период года, вся природа трудится, ожидая зиму. Как же мы, люди готовимся к зиме? Давайте, послушаем (назвать ребёнка, которому
давалось домашнее задание), как их семья потрудилась этой осенью. А поможет ей схема. (Дети заранее знакомятся с тем, что каждое из изображений обозначает)
- Любите вы осеннее время года? Это мы сейчас узнаем, поиграв в игру «Хорошо - плохо».
Перед вами разноцветные осенние листочки. Вы будете их собирать. В одну банку, начиная словами: «Осень - это хорошо...», а в другую: «Осень - это плохо...»
Дети складывают листочки, согласно своим словам.
Хорошо: красиво в лесу, много овощей и фруктов — это витамины, можно грибы собирать, в нашем саду много красивых цветов, мы с мамой огурцы собираем и маринуем, у меня осенью день рождения и т.д.
Плохо: холодно становится; ветрено; день короче — гуляем меньше; можно простыть, если одеться не по погоде; можно ноги промочить в луже; не видно, бабочек, стрекоз, кузнечиков; не слышно пения птиц, одежды много на прогулку надевать и т.д.
Воспитатель. Заканчивая нашу игру, мы с вами видим, что в обеих банках листочков поровну. Какой можно сделать вывод?
Дети. В осеннее время года много и хорошего и плохого.
Воспитатель. Да, ребята, вот такая разная осень, как и всё в природе — противоречивая.
За нашим окном погода — зимняя, но на календаре - осень - прекрасное время года!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год