Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"
Занятия по теме "Осень"
Автор: Гаврилюк Анна Владимировна   
26.09.2015 06:22

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе Осеннее путешествиеКонспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие"

Задачи:

  • воспитывать любовь к поэзии и к родной природе;
  • учить детей выразительно читать наизусть, чувствовать, понимать стихотворения, развивать поэтический вкус;

Предварительная работа:

  1. Беседы о приметах осени;
  2. Рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», В. Серова «Октябрь».
  3. Чтение и заучивание стихотворений об осени: А.Пушкина «Уж небо осенью дышало..», А.Плещеева «Осень наступила, высохли цветы», С Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», Н. Колычева «Грустинка»

Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья.

Ход занятия: Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся)

Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о наблюдениях во время прогулки в д/саду и с родителями в выходные. Расспрашивает о состоянии погоды (на небе солнце, тучи, цвет неба, ветер или тихо), тепло или прохладно было в парке, шел ли дождь. Выслушивает ответы детей..

В.: Давайте полюбуемся полотном И.Левитана «Золотая осень». Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе?

-В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют «золотой осенью».

- А в нашем городе какое дерево встречается чаще всего? /рябина/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, осине? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса».

В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень.

В.: -А есть ещё одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте:

Облака кружатся,
Собираясь в стаи,
Вдаль бежит дорога,
Мокрая, пустая,

И желтеют листья
В сумрачной аллее.
Небо все темнее,
А она — светлее.

Что там шепчут листья?
Подойдем и спросим.
Листья отвечают:
"Осень!

Осень!
Осень!"
Но приходит время
Падать листьям желтым,

Выстланы тропинки
Драгоценным шелком,
С гор сползают тучи,
Птиц куда-то прячут,

Все сильнее ветки
Плачут,
Плачут,
Плачут...

В.: Как вы понимаете последние строки этого стихотворения? /повторяет их/. От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатсяв воздухе, а затем опускаются на землю.. Эта пора называется осенний листопад. И тогда вся земля покрывается слоем сухих листьев. А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем.

Физминутка.

Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова:

Мы –листики осенние На веточке весели.

Дунул ветер-полетели…/разбегаются по группе/ И на землю тихо сели. /сели на корточки/

Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/.

Закружились, полетели/по всей группе/ И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/.

В.: — В средней полосе России листопад заканчивается в конце октября, а у нас на Севере когда деревья теряют свой наряд? /ответы детей/. Да, в конце сентября у нас заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только кое- где ещё треплет ветер засохшие листья. Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/.

Давайте вспомним эти стихи.
Дети читают стихи наизусть.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! /А. Майков/

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края. /А. Плещеев/.

В.: -Ребята, Саша приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени, нашего земляка-поэта Николая Колычева. Свои стихи он посвящает нашей родной Кольской земле. Сейчас вы услышите одно из них. Грустника

Густо рассыпаны алые бусины.
Вот и созрела ты, ягода поздняя,
Самая вкусная, самая грустная,
Самая-самая — родом из осени.

Лето, прощай! А казалось — не кончится:
Горстками черпаю ягоды эти.
Сладко! И все же нельзя не поморщиться,
Не пожалеть о промчавшемся лете.

Полнится небо печальными криками,
Жалость глаза мои переполняет.
Я называю бруснику — «грустникою»,
Пусть меня все без конца поправляют.

Выйду из леса я с полной корзинкою
И повезу в своё многоэтажие
Сладость с кислинкою, радость с грустинкою:

И — что-то большее. Нужное. Важное.

В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение? Какая северная ягода упоминается в стихотворении? /брусника/. Как её назвал Николай Коллычев? /грустинка/.

В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем «парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, осины и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, осины/.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?».

Ход игры:

Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом.

В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год