Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие" |
Занятия по теме "Осень" | |||
Автор: Гаврилюк Анна Владимировна | |||
26.09.2015 06:22 | |||
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой с использованием регионального компонента в подготовительной группе "Осеннее путешествие" Задачи:
Предварительная работа:
Словарь: заморозки, золотая осень, листопад, поздняя осень, багряные листья. Ход занятия: Загадка. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года.. (осенью зовётся) Воспитатель предлагает детям вспомнить и рассказать о наблюдениях во время прогулки в д/саду и с родителями в выходные. Расспрашивает о состоянии погоды (на небе солнце, тучи, цвет неба, ветер или тихо), тепло или прохладно было в парке, шел ли дождь. Выслушивает ответы детей.. В.: Давайте полюбуемся полотном И.Левитана «Золотая осень». Осень-это замечательное время года. Деревья словно наряжаются в яркие убранства. Осень вдохновила многих поэтов на создание замечательных произведений. У А.С. Пушкина есть много стихотворений об этом времени года. Вот послушайте одно из них. Унылая пора! Очей очарованье! В их сенях ветра шум и свежее дыханье, В.: Вам понравилось стихотворение? Какими словами поэт говорит об осени? Что означает увяданье? Как можно сказать иначе? -В солнечные, теплые дни после первых заморозков, листья деревьев окрашиваются в в багряные, желтые, оранжевые цвета и приобретают очень красивый вид. Это время и называют «золотой осенью». - А в нашем городе какое дерево встречается чаще всего? /рябина/. Какими становятся листья рябины осенью? /красновато-бурые/. А на берёзе? /золотисто-желтыми/, осине? /ярко красными/. Вот что означают слова «в багрец и золото одетые леса». В.: -Ребята, а как сам поэт А.С. Пушкин относится к осени? /ответы детей/. Как он говорит о ней?: «приятна мне твоя прощальная краса», «Люблю я пышное природы увяданье», ему нравится осень. В.: -А есть ещё одно замечательное стихотворение у поэта И. Цекович «Когда ветки плачут». Вот послушайте: Облака кружатся, И желтеют листья Что там шепчут листья? Осень! Выстланы тропинки Все сильнее ветки В.: Как вы понимаете последние строки этого стихотворения? /повторяет их/. От порыва ветра листья легко отделяются от веток, они качаются и кружатсяв воздухе, а затем опускаются на землю.. Эта пора называется осенний листопад. И тогда вся земля покрывается слоем сухих листьев. А сейчас мы с вами представим, что мы листочки и немного поиграем. Физминутка. Дети идут по кругу, держась за руки, и говорят слова: Мы –листики осенние На веточке весели. Дунул ветер-полетели…/разбегаются по группе/ И на землю тихо сели. /сели на корточки/ Ветер снова набежал И листочки все поднял. /встали. Руки вверх/. Закружились, полетели/по всей группе/ И на землю тихо сели/присели/. /Повторяем два раза/. В.: — В средней полосе России листопад заканчивается в конце октября, а у нас на Севере когда деревья теряют свой наряд? /ответы детей/. Да, в конце сентября у нас заканчивается листопад и начинается поздняя осень. Деревья стоят обнаженные, только кое- где ещё треплет ветер засохшие листья. Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени? /С. Есенин, А.Плещеев,, А. Майков/. Давайте вспомним эти стихи. Смело топчу я ногой Слышать, как сучья трещат, Осень наступила, Вянет и желтеет Туча небо кроет, Зашумели воды В.: -Ребята, Саша приготовила вам сюрприз. Сейчас вы услышите стихотворение об осени, нашего земляка-поэта Николая Колычева. Свои стихи он посвящает нашей родной Кольской земле. Сейчас вы услышите одно из них. Грустника Густо рассыпаны алые бусины. Лето, прощай! А казалось — не кончится: Полнится небо печальными криками, Выйду из леса я с полной корзинкою И — что-то большее. Нужное. Важное. В.: -Какие чувства вызвало это стихотворение? Какая северная ягода упоминается в стихотворении? /брусника/. Как её назвал Николай Коллычев? /грустинка/. В.: -Верно, стихи об осени чаще всего грустные, печальные, но эта грусть светлая и прекрасная. А вы заметили, что в нашем «парке» вся земля усыпана разноцветными листочками,? /на полу разбросаны бумажные осенние листья рябины, осины и берёзы. В разных местах группы прикреплены изображения берёзы, рябины, осины/. Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберётся?». Ход игры: Дети делятся на 3 команды. Играет музыка, дети разбегаются по группе и собирают листья своего дерева. Музыка замолкает и дети разбегаются к «своим» деревьям. Выигрывает команда, которая быстро и без ошибок собралась под деревом. В.: Вам понравилась наша осенняя экскурсия? /ответы детей/. Давайте мы условимся вернуться сюда зимой и послушать стихи этих же поэтов о зиме и посмотреть как же изменится природа зимой.
|