Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
К вопросу о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Патриотизм детям
Автор: Диятова Солоны Солумовна   
18.06.2014 12:48

К вопросу о патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаПроблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины и др.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит воспитание нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.[1]
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Современное понимание патриотизма, или любви к Родине характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.
В современной дошкольной педагогической науке эта проблема нашла отражение в исследованиях М.И.Богомоловой, К.Ю.Белой, Н.Ф.Виноградовой А.Д. Жарикова, Р.И.Жуковской,  Е.Казаевой, С.А.Козловой, Л.А. Кондрыкинской, Л.В.Кокуевой, О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, М.Ю. Новицкой и дрПод патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истории своего народа, природе родного края, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Патриотическое воспитание ‑ процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. [1]
Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы . [3]
В процессе патриотического воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально - общественные качества, уважение к взрослым, рациональное отношение к природе, стремление оберегать и защищать окружающий вокруг мир. [2]
Задачи патриотического воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. [1]
Ознакомление детей дошкольного возраста с родной природой является первым шагом в пути к познанию родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины для ребенка ассоциируется с конкретными представлениями о том, что дорого и близко – любовь к родителям, дому, природе и всему что окружает его. Все мероприятия должны проводиться систематически.  Это позволит детям запомнить и усвоить  основные закономерности природы.  Основной формой ознакомления детей подготовительной к школе группы с природой является организованная непосредственно образовательная деятельность, в ходе проведения которой, используются разнообразные методы и приемы.
Для того чтобы определить эффективность мероприятий направленных на ознакомление с природой своего края в патриотическом воспитании было проведено экспериментальное исследование на базе МБДОУ «ЦРР - Детский сад №62 Лесная сказка» г. Бийска в старшей группе.
Для обследования  детей использовалась диагностика экологических знаний Сакавичене О. В.  В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы была проведена индивидуальная беседа с каждым ребенком. Беседа предполагала выявление знаний о природе края и степени сознательного отношения к ней, что свидетельствует об уровне сформированности патриотического воспитания. Рассматривались такие критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о стране;
2) символика;
3) знания о природе;
4) личностный компонент;
Анализ результатов исследования показал, что  в экспериментальной группе  большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 73%. 10% имеют высокий уровень и 17% низкий уровень. В контрольной группе  12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае.
В ходе формирующего эксперимента были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности.
В контрольном этапе была проведена диагностика. Анализ результатов исследования показал, что в экспериментальной группе большинство детей имеют средний уровень сформированности патриотизма – 79%. 10% имеют высокий уровень и 11% низкий уровень. В контрольной группе 12% - высокий уровень, 76% - средний и 12% - низкий уровни патриотического воспитания на основе сформированности экологических представлений о своем крае.
Таким образом, реализация работы по ознакомлению детей с природой своего края способствуют патриотическому воспитанию. Отношение детей к объектам природы становится более осознанным, что является показателем проявления патриотизма.
1. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников учебное пособие [Текст]/ Н.В. Алешина – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
2. Жариков, А.Д. Растите детей патриотами [Текст] / А.Д. Жариков. - М.: Просвещение,1980. – 192 с.
3. Казакова, С.Т. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - Ростов-на-Дону, 2009. - 214 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год