Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Доклад по теме "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Патриотизм детям
Автор: Наталия Голова   
02.11.2014 09:18

Доклад по теме Патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаВ современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Сегодня ведущим принципом воспитания считаю воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции, основной целью которого является укрепление преемственности поколений. На мой взгляд главное – забота о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познают их и сохраняют их в настоящем и в будущем.

Формирование патриотизма крайне затруднено в отрыве от контакта с семьей, без сохранения исторической и духовно-эмоциональной преемственности поколений. Влияние семьи огромно, без нее работа по воспитанию подлинного гражданина и патриота не даст должных результатов. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, за­кладываются жизненные позиции.

Основные задачи патриотического воспитания:

Ø воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Ø развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Ø формирование элементарных знаний о правах и обязанностях человека и гражданина;

Ø знакомство с государственной символикой России;

Ø расширение представлений о городах и регионах России;

Ø формирование чувства ответственности и гордости за достижения нашей страны;

Ø формирование уважения к другим народам и их культуре.

При организации работы по патриотическому воспитанию целесообразно использовать разнообразные педагогические средства: иллюстративные материалы, художественная литература, музыкальные произведения и предметы народно-прикладного искусства, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации. При отборе произведений руководствуюсь общими принципами: доступность по содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности, чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке, аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов. Подобный подход способствует не только воспитанию у дошкольника патриотических чувств, становлению у него основ гражданственности, но и формированию его взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Проводились мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию: выставки рисунков «Моя семья», «Мой любимый детский сад», «Моя Родина»; рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта; экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников; экскурсия по городу на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям); прослушивание песен о родном городе (крае, области); изготовление альбома «Природа моего края»; беседа о символике России, объяснение значения пословиц о Родине и многое другое.

Отдельным направлением нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению организую как интеграцию различных видов деятельности. Это встречи, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, истории и героического прошлого родного края. По традиции в День Защитника Отечества проходят встречи с военнослужащими железнодорожной части 61207:

Ø Акция «Посылка солдату» - традиция нашего детского сада

Ø «Русские богатыри» - ежегодное мероприятие, которое повышает роль отцовства.

Центральным стержневым моментом, оказывающим наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств, является праздник, посвященный Дню Победы.

В процессе своей работы предпочтение отдаю таким технологиям как: технология музейной педагогики; проектная технология. На базе детского сада функционирует мини-музей «Мир старины». Это название отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! Можно самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы педагога, детей и их семей (выставка «Мы – наследники Победы»).

Выставка «Русская изба» - это постоянно действующая экспозиция. Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Это самая обширная выставка.

В течение года готовятся вместе с детьми и родителями, и выставляются экспозиции: «Умелые руки наших бабушек», «Ретро - елка», «Две Олимпиады», «Книжкин дом», «Русские народные сказки», «Наша Родина - Россия», «Путешествие в прошлое» и т.д.

Традиционно проводятся праздники: «Масленица», «Праздник русской березки», «Ярмарка», «Колядки», в которых, наряду с детьми, активно участвуют родители. В саду пошита коллекция народных костюмов как для взрослых, так и для детей.

Технология музейной педагогики работает не одна, а совместно с проектной деятельностью в комплексе с тематическими мероприятиями. В рамках этой деятельности проводила проекты «Наряды Поволжья», «Игры народов Поволжья», «Любимый город». Налажена тесная связь с филиалом библиотеки №15, где проводила тематические мероприятия и выставки. Вместе с родителями изготовила куклы народов Поволжья. Дети с удовольствием играют в игры народов Поволжья.

Одной из главных задач, которые ставлю перед собой, является показать детям, чем славен наш родной город. Знакомлю детей с историей, традициями, достопримечательностями, с памятниками архитектуры Сызрани. Итогом проекта «Старинная Сызрань» стал праздник «Путешествие в старинную Сызрань».

Уголок в группе по нравственно-патриотическому воспитанию.

 

 

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где дом и родная семья –

Это все называется Родина,

Дорогая, родная земля!

 

Даже солнце здесь светит теплее,

И ромашки красивей цветут.

И горжусь я землею своею –

Здесь хорошие люди живут…

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год