Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
Патриотизм детям
Автор: Митенькина Елена Николаевна   
25.11.2014 09:12

Этнокультурное воспитаниеИз опыта работы воспитателя МБДОУ Лямбирского муниципального района РМ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Митенькиной  Елены Николаевны

 Мордвин и русский…  Два народа.
 Давно вы связаны родством.
 Вы плоть от плоти. Год от года
 Гордитесь этим естеством.


Актуальность выбора темы
Работая над темой «Воспитание этнокультурной терпимости  у детей дошкольного    возраста», я не случайно в преддверии празднования 1000 летия единения мордовского народа с народами Российского государства, уделяю внимание  приобщению детей к истокам  региональной культуры, развитию интереса к национальным традициям. В настоящее время очень важно воспитывать толерантное отношение детей различных национальностей к представителям других народов. Что является очень актуальным  вопросом современности.
Проблема
Несформированность знаний о культуре своего народа и народов, проживающих рядом, обуславливает низкий уровень развития личности ребенка, отсутствие у него поликультурной компетенции. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; культурного наследия нашей страны.

Научность
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
Известный педагог, методист в области дошкольного образования Евгения Александровна Флерина одна из первых ратовала за использование  народного искусства в детском саду. Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению Виктора Павловича Силина, ребенок усваивает социальные ценности».
Уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через диалог культур. Что и побудило меня сконцентрировать внимание на параллельное изучение русского и мордовского декоративно-прикладного творчества.
В своей работе использую рекомендации программы «Валдоня» («Светлячок»), «Мы в Мордовии живем», использую Христоматию к программе «Валдоня» Е. Н. Киркиной, которые помогают приобщать детей к культурному наследию родного края.
Основной целью работы по воспитанию толерантного отношения детей различных национальностей к представителям других народов, я считаю:
Цель:
Формирование духовно – нравственного отношения к своей Родине, культурному наследию своего народа и культурным различиям других народов.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1.    Систематически  расширять представление дошкольников о культуре и традициях русского и мордовского народов;

2.    Формировать духовно-нравственное отношение к Родине, к культурному наследию своего народа;

3.    Развивать эмпатию, доброжелательное отношение к представителям разных культур на основе толерантности и взаимопонимания;

4.    Воспитывать интерес, любовь и чувство гордости к национальной культуре.

Гипотеза образовательного проекта

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству предполагает создание в детском саду  среды, насыщенной  реалиями народного быта и духовной жизни.
Систематическое  изучение  народного творчества  и разных культур, усвоение их
взаимосвязи и преемственности со школой.

Для решения данной проблемы я использую разные методы и приемы:

1.    Наблюдение предмета
2.    Показ картинок
3.    Художественное слово
4.    Показ технических приемов рисования
5.    использование образцов
6.    показ приемов изображения
7.    самостоятельная работа детей

В процессе работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему использую следующие формы приобщения детей к этнокультуре и быту:

1.    Предпраздничные посиделки;
2.    Экспозиция работ мордовского художника Ф.В. Сычкова;
3.    Оформление мини-музеев «Русская горница» и «Мордовская изба»;
4.    Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам;
 посещение музеев;
5.    Уголки краеведения;
6.    Продуктивная творческая деятельность детей;
7.    Организация утренников и развлечений, посвященных народным праздникам;
8.   Познавательные беседы.
 
Интеграция  
Работа по формированию этнокультурной терпимости проходит в связи со всеми областями развития:
Познавательно - речевые (экология, природа, фольклор)
Социально – личностные (история отечества, символика)
Здоровье и физическое развитие (народные игры и забавы)
Художественно – эстетические (творчество народных художников, поэтов, художественная литература, народное творчество).

Главным залогом успешной работы является последовательность и системность. Реализация изучения мордовской и русской культур построена с учетом возрастных особенностей детей.

Вторая младшая группа: дети знакомятся с куклой в национальном  мордовском костюме, выполняют простейшие элементы узора из знакомых геометрических фигур;
Средняя группа: усложнение материала идет через знакомство с народной игрушкой, ее лепкой и украшением, это разнообразные птички-свистульки, начинаю знакомство с народной одеждой (варежки, передники), простейшей посудой;

Старшая группа: Учу детей составлять композиции из простых элементов мордовского орнамента, сохраняя цветовую гамму и самобытность мордовского колорита. Более глубокое знакомство с элементами национальной посуды и одежды. Дети хорошо ориентируются в сходствах и различиях мордовского и русского орнамента, легко составляют узор. Обращаю внимание на растительный орнамент в русском орнаменте и геометрической четкости в мордовском.

Подготовительная группа: знакомлю с названиями разных видов одежды, головным убором (панарь, пулай, кика, увяс) их особенностям. Подробно знакомлю с мордовской вышивкой, украшениями  и самобытностью  мордовского орнамента,        со средствами выразительности, основными элементами художественного языка (линии, формы, композиция, цветовая гамма). При этом особое внимание обращаю  на развитие  воображения и восприятия.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет содержание предметно – развивающей среды в группе и детском саду в целом. В национальном уголке дети знакомятся с символикой Российского государства и Республики Мордовия. Куклы в национальных костюмах помогают в изучении народных костюмов, картинная галерея знакомит с творчеством мордовского художника Федота Васильевича Сычкова, музей национального быта и культуры успешно осуществляет образовательную и воспитательную функции. Большой интерес у дошкольников вызвал стенд «Мордовия – мой край родной», посвященный 1000 летию единения мордовского народа с народами Российского государств. Особое место занимают  дидактические игры по данной тематике , способствующие развитию воображения, усвоению  таких операций, как замещение, моделирование и  экспериментирование. А главное – установление  взаимосвязи разных  культур.

Работа с родителями:
1.Создание уголка творчества;
2.Выставка детских работ «1000 лет вместе»
3.Беседы и консультации по данной теме;
4.Совместные поездки в музеи.
         
Результаты работы показали успешное изучение мордовской и русской культур, совершенствование творческих способностей и  повышение культурного уровня дошкольников.

Заключение

          Оценивая результат работы, можно сделать вывод, что самый благодарный путь в воспитании преданности Отечеству, гордости за него, а также  в развитии этнокультурной терпимости – это возрождение  забытых  национальных ценностей. А  детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение  в истоки народной культуры.

Так пусть же всегда  растут рядом мордовская яблонька и русская березка!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год