Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ
Патриотизм детям
Автор: Верхозина Ирина Михайловна   
16.06.2015 12:13

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СИМВОЛИКЕ РОДНОГО КРАЯ

(в условиях внедрения ФГОС ДО)

Выполнил: Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М. Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В Тольятти-2015

 

Скачать конспект

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.).

Одним из направлений познавательного развития дошкольников согласно ФГОС ДО (приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17. 10 2013 г.) является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. Однако развитие личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому, невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу педагогов по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственными символами Российской Федерации.

В последнее время в России значительно возрос интерес к изучению символики. В полной мере это относится и к геральдике, которая не просто переживает период увеличения научного внимания, но и становится элементом реальной жизни, приобретает общественно значимый характер. Кроме того, происходит массовое возрождение старых и создание новых городских гербов.

Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игры (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные), общение, изобразительную, познавательно-исследовательскую и другие виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Символика оказывает сильное эмоциональное воздействие на воспитанников, вызывает большой интерес и имеет несомненный воспитательный эффект, именно поэтому я выбрала эту тему.

Противоречия

По ФГОС ДО познавательное развитие предполагает формирование у дошкольников первичных представлений о малой родине и Отечеству, но эту задачу решить непросто из-за отсутствия необходимого методического обеспечения. В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года сформулированы следующие задачи: расширять представления детей о родном крае, воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения, но из-за недостатка условий в развивающей предметно-пространственной среде (нет необходимых пособий, материала) эти задачи также решить проблематично.

Профессиональная проблема: как сформировать первоначальные представления о символики родного края у детей 6-7 лет?

Задачи, решение которых обеспечит новый образовательный результат, направленный на решение проблемы.

  1. Обозначить пути формирования первоначальных представлений о символики родного края у детей 6-7 лет.
  2. Разработать механизм, определив эффективные формы, методы, средства формирования у детей 6-7 лет представлений о символики родного края.
  3. Определить возможные достижения детей, в результате реализации разработанного механизма.
  4. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду дидактическими играми, материалами, отражающими тематику работы.
  5. Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды путём изготовления и приобретения пособий по символике родного края.

УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Кадровые условия: воспитатели подготовительных групп, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, воспитатель по ИЗО.
  2. Научно-методические условия:
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2014 года
  • Программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» / под ред. О. В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2014. – 210 с.

3. Материально-технические условия: проектор, ноутбук, экран, музыкальный центр, аудиозаписи по теме.

4. Нормативно-правовые условия:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
  • Постановление от 15 мая 2013 года №26 об утверждении СанПин 2.4. 1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2009 г.;
  • Постановление Правительства Самарской области от 26. 09. 2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».

5. Информационные условия:

Литература:

  1. «Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие. / Под ред. О.В. Дыбиной. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В. 2013. – 214 с.
  2. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Работа ДОУ с семьёй – М.: Сфера, 2004 – 112 с.
  3. Полякова Т.В. Знакомим детей с малой Родиной. ар 2004. Alledu/document/380/839
  4. Организационные условия:
  5. Разработка конспектов ООД.
  6. Подборка дидактических игр по теме.
  7. Разработка планов-конспектов по работе с родителями.
  8. Разработка сценария итогового мероприятия.
  9. Подготовка презентации по теме.

Приложение 1

КОНСПЕКТ

совместной деятельности педагога и детей (ОД)

по теме: «История родного края через сказочный фольклор»

Разработали:

Старший воспитатель МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Верхозина И.М.

Инструктор по физической культуре МБУ СОШ№86 СП Д/С «Веста» Ситилкина Е.В

Возрастная группа: 6–7 лет (подготовительная к школе группа)

Виды деятельности детей:

  1. Игровая
  2. Коммуникативная
  3. Познавательно-исследовательская
  4. Конструирование
  5. Музыкальная
  6. Двигательная

Интегрированная деятельность: познавательно-коммуникативная деятельность.

Интегрированная форма: презентация проекта.

Образовательные задачи:

1. Задачи, ориентированные на получение детьми когнитивного опыта:

1. 1 Выявить и закрепить знания детей об истории нашего города (Тольятти).

  1. 2 Формировать представления о символике родного края, города.
  2. Задачи, ориентированные на получение детьми эмоционального опыта:
  3. 1 Стимулировать эмоционально-положительное отношение к истории родного края, его символам.
  4. 2 Развивать эмоциональную отзывчивость в процесс восприятия музыки, исполнения танцев.
  5. Задачи, ориентированные на получение детьми опыта действий:
  6. 1 Развивать связную монологическую речь в процессе составления описательного рассказа о своем костюме.
  7. 2 Побуждать высказывать собственное мнение об окружающей действительности (монолог-рассуждение).
  8. 3 Развивать мелкую моторику в процессе составления гербов из пазлов.

Материалы и оборудование:

Стимульный материал:

  • объявление (письмо),
  • бонусы (сердечки с надписью «С любовью к Родине» по количеству детей).

Материалы для деятельности детей:

1) материалы для представления результатов деятельности

  • конструкции для размещения материалов с выполненными заданиями (стенд для размещения наглядного материала, стол);
  • контрольно-оценочные материалы (ментальная карта);

2) материалы для преобразования и трансформации

  • пазлы гербов городов Самарской области,
  • наглядно-символический материал (папка-панорама традиционных костюмов народов Среднего Поволжья);
  • наглядно-иллюстративный материал (сюжетные картинки, иллюстрации, фотографии, альбомы);
  • действенно-практический (подсобные материалы, предметы, игрушки, коллекции);

3) материальные средства для деятельности детей

  • аудиозаписи (музыкальные произведения по мотивам литературных произведений родного края, звукозапись песен про родину.);
  • видеозаписи (видеозапись мультфильма «Гора самоцветов»);
  • элементы костюмов и атрибуты для обыгрывания сюжетов, ролей (игра-драматизация народных костюмов родного края)
  • текстовой материал (книги, тексты).

Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:

  • доска интерактивная;
  • стеллажи;
  • технические средства: музыкальный центр, ноутбук, микрофон, фотокамера, мультимедиапроектор).

Дидактический материал:

  • алгоритм сбора гербов из пазлов.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей (ОД)

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности:

  • демонстрация письма от Магистра наук,
  • создание проблемной ситуации «Как расколдовать Магистра наук?».

2. Методы организации и осуществления деятельности:

  • словесные (рассказ, беседа, чтение),
  • наглядные (демонстрация натуральных, художественных объектов, показ способа действия, наблюдение),
  • аудиовизуальные (демонстрация презентаций «Флаги и гербы городов родного края», «Чайная церемония»),
  • практические (упражнение, дефиле),
  • наглядно-практические (оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм сбора гербов из пазлов).

3. Методы контроля и самоконтроля:

  • вербальная оценка результатов выполнения заданий,
  • коллективный смотр,
  • самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом),
  • рефлексия деятельности.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год