Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
Патриотизм детям
Автор: Мухаметханова Разиля Рафаковна   
14.09.2015 10:48

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.

С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, нормативно правовые документы федерального уровня. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся

представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и

 

Скачать презентацию

пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В условиях ФГОС основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям,

призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и

жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя

своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не

станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений

отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям

отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления

традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть

главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и

российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В

каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к

старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью

семьи, общества, государства. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом» (С. Михалков). Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что

чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»,

так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством

нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру,

служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с

детьми обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую

деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для

него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как

субъекту деятельности.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо строить свою работу

в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе

следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка

этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его

психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание

разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельный подход; развивающий характер

обучения, основанный на детской активности. Всё это способствует развитию базовых

качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в

отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку

педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы

развития детского сада и повышению качества дошкольного образования. В общей

системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-

патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные

в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым

гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Подводя итог, хочется сказать, что воспитание любви к своей Родине – это

многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Именно игра поможет сделать,

чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному

городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,

отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную

роль в становлении личности патриота. Знакомясь с родным городом, его

достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный

временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой

культуры. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию

содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая

представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Играя дети

незаметно для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родной стране,

о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое

главное — игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и

привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала.

Использованная литература: Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников. — М.: Пр., 1989. 2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова

С.А.. Родной край. — М.: Пр., Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и

пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные

задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год