Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
Патриотизм детям
Автор: Мелентьева Наталья Александровна   
10.10.2015 19:52

Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.

Мелентьева Наталья Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 

«Детский сад № 8»

«Бедное дитя, если оно выросло,
не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той

полнотой и свежестью,
к которой способна душа
человеческая».
К.Д. Ушинский.

Уважаемы коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию опыт работы детского сада №8 по теме «Воспитание у дошкольников любви к Родине через любовь к природе родного края».

Одним из приоритетных направлений государственной политики нашей страны является обеспечение экологической безопасности и оздоровления окружающей среды. Выполнение этой задачи невозможно без высокой сознательности населения, особенно подрастающего поколения.

Актуальность выбранной нами темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, что является составной частью патриотических чувств дошкольников.

Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить; оберегать, пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

В настоящее время стало актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно — моральных качеств и прежде всего чувства любви к родному краю, к своему Отечеству. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Перед нами стоит важная задача:

  • организовать творческую, продуктивную, игровую деятельности детей, в которых ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости;

Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребенка. Развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Прежде всего необходимо поставить перед собой задачу не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее созидании. Но для решения этой задачи важно прежде всего умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне. Особенно очень важно убедить родителей продолжать начатую работу в детском саду по бережному отношению ко всему живому.

Начав работать в данном направлении, мы поставили перед собой задачу – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа, мир животных, труд людей, улица, традиции, общественные события.

Особое место в формировании любви к своей малой Родине мы отводим экскурсиям. На экскурсии дети получают знания о родном городе, обогащают о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети активно общаются между собой, взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх и в других видах творческой деятельности детей. В программе нашего сада предусмотрены экскурсии и целевые прогулки. Их назначение — ознакомление с трудом взрослых, с объектами ближнего окружения (школа, библиотека, магазин, почта и т.д.). Так же большое место отведено знакомству детей с природой и родным городом.

В планирование учебно – воспитательного процесса мы включили тематические недели, посвящённые изучению регионального компонента: «Животный мир Приангарья в разное время года», «Птицы родного края».

ЦЕЛЬ работы педагогов детского сада: дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам.

Начиная работу с детьми по теме «Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края», мы поставили перед собой следующие задачи:

- познакомить детей с природой родного края, её характерными особенностями

  • учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках
  • воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края
  • воспитывать эмоционально — положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту
  • воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе

Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектом, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Мы отмечаем, что дети больше интересуются животными, чем растениями. Их привлекает то, что животные двигаются, издают звуки, реагируют на взаимодействие с ними.

Растения интересуют их меньше и скорей всего с практической точки зрения. Хорошим средством привлечения внимания дошкольников к растениям являются сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые хорошо и органично входят в жизнь ребенка. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети приобщаются к красоте русского слова, чувствуют принадлежность к культуре своего народа.

В каждой возрастной группе с учетом возрастных особенностей детей созданы мини-музеи:

Цель этого музея – используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и родителей к экспериментальной деятельности;

музей дерево, целью которого является знакомство детей с различными деревьями, особенностями их существования в различные времена года.

музей воды, в котором дети знакомятся с водой в природе, различными водными растениями и животными, разнообразным состоянием воды; узнают о правилах поведения во время отдыха на реке, море и многое другое;

музей «Жемчужина Сибири», благодаря которому дети знакомятся с природой озера Байкал, с уникальностью животного мира самого большого озера планеты.

музей «Красная книга Сибири», в котором дошкольники знакомятся с растениями и животными, занесёнными в красную книгу, учатся бережному отношению к окружающей природе.

Музеи постоянно пополняются и обновляются.

К работе по экологическому воспитанию активно привлекаются родители воспитанников: мы организуем выставки совместного творчества детей и родителей, персональные выставки, способствуя тем самым индивидуализации обучения.

В процессе работы мы продумали формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов), практические (игра, труд, опыты), словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Мы решили, что будем использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. С детьми организуются прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, на курорт «Усолье». Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое. Заранее продумываем цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Например, во время экскурсий на водоем мы с детьми подготовительной группы рассматривали улитку и мальков рыб.

Наш детский сад работает в тесном сотрудничестве с музеем природы. С детьми старшей и подготовительной группы мы посещали музей, с интересом рассматривали экспонаты и слушали рассказы о природе Иркутской области, о птицах, которые находятся на грани исчезновения и которые находятся под охраной. Экскурсовод рассказал детям и об экологических проблемах нашего края.

Вывод:

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства – одна из главных задач педагога. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.

Речь детей стала более гибкой и связной.

Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

В разговорах и рассказах дети чаще стали пользоваться правильными и точными названиями цветов, грибов, ягод, деревьев, кустарников, насекомых, птиц и животных.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год