Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ПРОЕКТ по этно-культурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Патриотизм детям
Автор: Лозко В.Ю.   
30.12.2015 23:23

ПРОЕКТ по этно-культурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»ПРОЕКТ по этно-культурному воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Незнайка»

Разработал: Лозко В.Ю. методист Ханты-Мансийск 2015 год

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
Пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются образы,
В которых воплощается Родина.»
В.М. Сухомлинский

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность темы

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), закладывает ментальные основания всестороннего развития личности и будущего гражданина.

 

Скачать проект

Целью этнокультурного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, пробуждение стремления к совершенству через познание ценностей отечественной культуры, что в данном опыте идет через этнокультурную направленность образования. В нашей экспериментальной работе духовно-нравственные ценности русской традиционной культуры лежат в основе педагогического процесса и художественно-творческой деятельности детей, что способствует раскрытию и развитию творческого потенциала личности ребенка. Кроме того этнохудожественная деятельность выступает инструментом социальной терапии, корректирующего психоэмоциональное и личностное развитие ребенка, помогая ему лишиться страхов, комплексов.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов.

Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

За последний период в ряде нормативно-правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления нравственно-патриотическое воспитания подрастающего поколения, в частности:

  • в законе Российской Федерации «Об образовании»;
  • в Национальной доктрине образования Российской Федерации;
  • в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20011-2015 годы».

Принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют:

  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учет этнокультурной ситуации развития детей.

Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Итоговым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является: обладание ребенком начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Таким образом, ФГОС определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют его последующий путь жизни.

Применительно к ребенку старшего дошкольного возраста патриотизм должен определятся, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.

В основе этнокультурного воспитания дошкольников должен быть целый комплекс процессов:

  • приобщение детей к языку, литературе и истории своего этносоциума, направленность на сохранение национальных культур;
  • гармоничное включение процесса передачи новому поколению этнокультурного наследия, общечеловеческих, культурных и нравственных ценностей;
  • формирование культуры межнациональных отношений, гармонизацию межнациональных отношений в полиэтническом и поликультурном мегаполисе лежит.

Т.е. важно обеспечить широкую направленность содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной гармоничной личности.

Таким образом, содержание проекта социально-личностного развития детей старшего возраста построено в соответствии с ФГОС и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Вид проекта: социальный, практико-ориентированный, долгосрочный.

Цель проекта МБДОУ: формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста; повышение компетентности педагогов и родителей в сфере этнокультурного воспитания и образования в процессе поликультурного и этнокультурного образования детей в ДОУ.

Задачи:

  1. Знакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим народов, проживающих на территории Ханты-мансийского округа (русского, хантов, манси и др.)
  2. Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю.
  3. Приобщение к эстетической культуре, воспитывать чувство прекрасного через разнообразные виды художественно-творческой деятельности (декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности и т.д.)
  4. Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды МБДОУ.
  5. Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства национально-патриотического и художественно-эстетического образования и воспитания в МБДОУ, опирающегося на взаимодействиях основных субъектов образования: педагог-воспитаники-семья.
  6. Включить в систему «детский сад – семья – школа» учреждения культуры, налаживать партнерские взаимодействия с мастерами и носителями русской и угорской национальных культур, повышать педагогическую культуру родителей
  7. Обеспечить эффективное методическое и дидактическое сопровождение этнокультурного образования и воспитания в МБДОУ.

Сроки: январь 2016 – май 2016

Участники проекта: дети, родители воспитанников, воспитатели группы, педагоги специалисты, мастерицы по декоративно-прикладному искусству и лица пожилого возраста.

Гипотеза: использование декоративно-прикладного искусства и художественно-творческой деятельности, метода проектов и партнёрских взаимодействий с субъектами социокультурной среды, являются эффективным средством организации целостного этнокультурного пространства в МБДОУ и нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.

2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Реализация поставленных целей и задач предполагает особое внимание к отбору педагогических форм и средств их реализации. Становится актуален современный педагогический поиск и инновационные технологии, предоставляющие новые формы и методы развития потенциала ребенка, его личностных и нравственных качеств. Здесь стоит выделить такие современные технологии как личностно-ориентированные технологии, проектный метод, расширение сетевых и партнерских взаимодействий с различными субъектами социо-культурной среды и т.д..

Основу реализации проекта составили три концептуальных подхода:

Декоративно-прикладное искусство и художественно-творческая деятельность

Народное изобразительное искусство (особенно декоративное) отличается богатством и своеобразием сочетания красок, нарядностью, сказочностью образов. Реалистичность и простота оформления предметов народного декоративного искусства делают их доступными детскому пониманию и частичному воспроизведению

Народное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений, развивая процессы восприятия, мышление, обще психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Дети получают не только определенный объем знаний о промыслах, но и углубляют знания о родном крае и его тружениках, не только учатся видеть и понимать красоту предметов декоративно – прикладного искусства, но и воспитывается уважение к труду народных мастеров, гордости, любви к своему родному краю.

Знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь конструированием, участвуя в календарных праздниках, детям легче представить как жили люди на Руси, понять основы традиционного уклада и ценностей русской культуры. Ребенок, шире и глубже знакомясь с жизнью и бытом русского народа, раскрывает в себе неиссякаемые возможности художественного творчества, формирует основы личностного роста.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе важные развивающие функции:

  1. Образовательные: знакомит с жизнью и бытом, самобытной культурой, изделиями прикладного искусства народов ханты и манси;
  2. Развивающие: умение видеть, оценивать красоту в окружающих предметах, развивает творческую фантазию;
  3. Воспитательные: воспитывает в детях чувство прекрасного, интерес и любовь к родному краю.

Таким образом, эти функции одновременно обеспечивают как социокультурный рост исторически складывающейся этнической общности, так и личностный рост индивидов, прежде всего – детей, которые в эту общность интегрируется.

Метод проектов

Проектная деятельность – это эффективное средство развития профессиональной компетентности.

Проектирование — это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшее использование.

Метод проектов способствует формированию следующих умений:

  • анализировать ситуацию;
  • обнаруживать противоречия и формулировать проблему;
  • предлагать пути её решения;
  • работать в команде;
  • давать экспертную оценку;
  • выявить результативность;
  • осуществить презентацию.

Актуальность реализации данной технологии обосновано рядом оснований:

  • требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности;
  • проектная деятельность включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
  • широкое использование технологии проектной деятельности в школе, ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте;
  • реализация проектов в ДОУ способствует коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса: от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми.

Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта).

Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Технология сетевых и партнерских взаимодействий

Модель социального партнерства мы выстраиваем в нескольких направлениях:

  • взаимодействие с семьями воспитанников
  • взаимодействие с образовательными учреждениями
  • взаимодействие с учреждениями культуры
  • взаимодействие с местными органами самоуправления

- взаимодействия с учреждениями здравоохранения.

Основными принципами взаимодействия с социальным окружением являются установление интересов каждого партнера, единство целей и задач, равноправие участников.

Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, т.к. исчезает территориальная ограниченность Клуба. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями; воспитывает уважение к труду взрослых, развивает любознательность, кругозор детей, приобщение к культурному наследию, воспитание толерантности.

Так же, в деятельности нашего клуба мы, в контексте реализации сетевых взаимодействий, акцентируем внимание на расширении партнерских отношений пенсионерами и лицами пожилого возраста. Данная категория людей обладает большим жизненным опытом, и значительным часто недооцененным воспитательным потенциалом. Люди старшего поколения всегда считались верными хранителями нравственно-культурных традиций общества.

Старшее поколение, прошедшее первичную и вторичную трудовую социализацию, является хранителем культурно-духовных ценностей и традиций, и исторически как бы предназначено для осмысления и передачи своего жизненного опыта молодым. Однако в современных экономических условиях перед представителями старшего поколения встает проблема не только адаптации к новому статусу, но и переживание падения интенсивности уровня социальных коммуникаций. Эффективное решение данной проблемы кризиса пенсионной социализации можно найти во включении пенсионеров в активные социальные контакты с подрастающим поколением, в частности с детьми дошкольного возраста (5-7 лет).

3. ЭТАПЫ РАБОТЫ

I этап подготовительный (организационный):

Задач:

  1. Изучение опыта педагогов России по экспериментальной работе «Этнокультурное воспитание детей через систему дополнительного образования».
  2. Определение интересов, представлений детей с помощью определенных диагностических процедур и наблюдений. (По диагностическим материалам определяется уровень развития детей, уровень творческих проявлений, психических процессов, тревожности, лабильности нервных процессов
  3. Анкетирование родителей (проводится опрос об их видении пребывания ребенка в экспериментальной группе. Анкеты анализируются с целью выявления уровня грамотности родителей, их представлений о нравственно-духовном развитии детей, их эстетического развития.
  4. По результатам анализа разрабатываются план совместной работы, консультации по истории России, оформляются тематические и образовательные стенды. При необходимости педагоги проводят индивидуальные беседы и занятия с родителями.
  5. Составление перспективного плана работы.
  6. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
  7. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, аутотренингов, музыкальных минуток.
  8. Формирование развивающей среды (Развивающая среда в группе создается как фактор формирования в растущем человеке добра красоты и включает: внутренний интерьер группы; световой фон; уголки детского творчества; театральный и музыкальный центры; центр релаксации.
  9. Выработка системы взаимодействия специалистов, педагогов, родителей МБДОУ и учреждений социума для обеспечения целостного педагогического процесса.

II этап (Продуктивный)

Задач:

  1. Освоение воспитанниками, воспитателями и родителями основ этнокультурных категорий и ценностей.
  2. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры средствами разнообразной деятельности: декаративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  3. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне датского сада, города.
  4. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить в согласию и т.д).
  5. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  6. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
  7. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).
  8. Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.

III этап (заключительный):

Задач:

  1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
  3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
  4. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
  5. Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
  6. Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности МДОУ.
  7. НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Формы реализации проекта

  1. Проведение Организованной Образовательной Деятельности по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством народов Севера и истоками русской народной культуры в выбранных группах.
  2. Организация кружковой работы по декоративному творчеству (Факультатив «Горница», Кружки «Югорец», «Край мой северный»).
  3. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду: макет стойбища «Моя Югра», мини-музей «Славянская изба», выставок предметов декоративно-прикладного искусства, детского творчества.
  4. В ходе непосредственного ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства обско-угорских народов во время экскурсий в этнографический музей г. Ханты-Мансийска, встреч с мастерами народного творчества.
  5. В рамках участия детей в праздниках, при организации дидактических, подвижных игр на основе традиционной культуры обско-угорских и славянских народов.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

  • Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания);
  • Тематические беседы;
  • Приглашению к организации и проведения ООД специалистов и мастеров народных ремесел;
  • Циклы образовательных ситуаций художественно — творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье — маше);
  • Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителей, педагогов Изо и др.);
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Чтение художественной литературы, стихотворений по каждому разделу (в том числе с участием приглашенных лиц пенсионного возраста — бабушек);
  • Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
  • Экспериментирование с различными художественными материалами;
  • Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду, городе);
  • Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах;
  • Экскурсии;
  • Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу;
  • Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов;
  • Организация тематических вечеров;
  • Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.

Формы работа с родителями по реализации проекта:

  • Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству;
  • Консультирование родителей;
  • Участие в сборе предметов народного творчества;
  • Беседы;
  • Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления;
  • Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам.
  • Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставок народных промыслов;
  • Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству;
  • Участие в тематическом вечере «Народные промыслы»;
  • Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах;
  • Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе;
  • Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству;
  • Просмотр итоговой презентации.

Формы работы с педагогами по реализации проекта:

  • проведение консультаций;
  • проведение мастер-классов, открытых занятий;
  • встречи с народными мастерами;
  • участие в семинарах-практикумах;
  • методическое обеспечение педагогической работы;
  • дидактическое обеспечение педагогической работы;
  • организация самообразования;
  • участие в конкурсах педагогического мастерства.

5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия Сроки Ответственные

1 этап. Организационный

  1. Организация рабочей группы 15. 01. 16 рук. творч. груп.,
  2. Анализ состояния воспитательно-образовательной работы по направлению в течении января методист
  3. Изучение теоретических вопросов по теме – самообразование в течении января воспитатели
  4. Подготовка нормативной методической документации (проекты и программы) в течении января методист
  5. Разработка планов работы (перспективный, тематический, план работы с родителями) в течении января воспитатели
  6. Определение ответственных в течении января рук. творч. груп.,
  7. Определение ресурсного обеспечения в течении января рук. творч. груп., методист
  8. Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера) в течении января рук. творч. груп., методист
  9. этап. Продуктивный
  10. Работа творческой группы в соответствии с планом февраль-апрель рук. творческой группы
  11. Разработка конспектов занятий по образовательным темам рабочих программ февраль-апрель воспитатели
  12. Реализация плана-графика ООД февраль-апрель воспитатели
  13. Реализация работы с родителями по проекту февраль-апрель воспитатели
  14. Организация образовательного этнокультурного пространства в МБДОУ (уголок «Моя Югра», мини-музей «Горница») февраль-март методист
  15. Организация этнокультурной развивающей среды в группах февраль воспитатели
  16. Наработка практического материала для педагогов февраль-апрель воспитатели
  17. Реализация плановых взаимодействий с социальными партнерами (музеи, специалисты, мастера) февраль-апрель рук. творч. груп., методист
  18. этап. Итоговый
  19. Проведение итогового мероприятия в течении мая методист, воспитатели
  20. Составление отчета по результатам проекта в течении мая рук. творч. груп.,

методист, воспитатели

3 Выступление с обобщенным опытом на педагогическом и методическом советах в течении мая рук. творч. груп.,

методист

6. РЕСУРСННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Педагогические кадры и другие субъекты педагогического процесса

Сетевые и партнерские взаимодействия

Организация образовательного развивающего пространства в детском саду:

  • Макет стойбища «Моя Югра»

Цель: создание представлений об образе жизни в суровых северных лесах народов Ханты и Манси, расположении стойбища, организации быта.

Формы организации: создание большого макета типового стойбища Хантов и Манси расположенного в суровых северных лесах, с наличием моделей основных объектов стойбища, самих жителей, оленей, животных и рыб являющихся средством пропитания народностей.

  • Мини-музей «Славянская изба»

Цель: создание представлений об образе жизни славян, организации быта, убранстве русской избы.

Формы организации: создание мини-музея оформленного в стиле убранства русской народной избы, обязательно наличие типовых моделей: красного угла, печи, стола, лавки, самовара, посудной утвари, славянской мужской и женской одежды, элементы народного ДПИ и т.д.

Условия организации развивающей среды в группе:

  • наличие дидактических и развивающих игр;
  • создание папок с силуэтным моделированием;
  • разработка таблиц с элементами народных росписей;
  • создание условий для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из бумаги, трафареты орнаментов);
  • наличие различного иллюстрированного материала (изделия декоративно-прикладного искусства.

Финансовое и материально-техническое обеспечение

№ Виды расходов Затраты

  1. Затраты на приглашенных мастеров 10000
  2. Материальное обеспечение практической работы на занятиях (ткань, бисер и т.д.) 5000
  3. Дополнительное дидактическое и методическое обеспечение 5000
  4. Участие педагогов в семинарах и мастер-классах 10000
  5. Затраты на транспорт для детей 16000
  6. Организация образовательного развивающего пространства в детском саду 20000

Итого: 66000

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

И ДИАГНОСТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Ожидаемые результаты освоения детьми экспериментальной программы:

  • Понимание своей связи с разными уровнями культуры: национальной (русской), и региональной (югорский);
  • Наличие у детей представлений о культурных традициях, образе жизни, народных промыслах славянских и угорских народов, умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Формирование у детей уважения к историческому наследию; интереса к истории и культуре славянских и угорских народов;
  • умение детей различать виды и жанры произведений основных видов русского народного искусства, а так же фолклера угорских народов севера;
  • появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности и в искусстве;
  • умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
  • Приобретение детьми практических умений по работе различными изобразительными материалами;
  • наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
  • Создана предметно – развивающая среда по этно-культурному образованию группах и в саду в уелом.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы диагностики:

  • собеседование с детьми;
  • наблюдения в свободной деятельности, во время проведения занятий и открытых мероприятий;
  • анализ результатов продуктивной деятельности.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду (занятия). М.: Мозаика – Синтез, 2001. 240 с.
  2. Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с.
  3. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.: ЦГЛ., 2005. 150 с.
  5. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 21-34.
  6. Банников В.Н. Изобразительное искусство в национальной школе (методическое пособие. Х.–М.: «Полиграфист», 2005. 62 с.
  7. Буре Р.С. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. М., 1987. 86 с
  8. География Ханты-Мансийского автономного округа: учеб. пособие для 8-9 кл. / сост.: В. В. Бакулин и др.; под ред.: Э. В. Ким и др. — М.: Экопрос, 1996. 222с.
  9. Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников «Экология для малышей» // Югра. – 1993. – №5. – С.33-35.
  10. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
  11. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. М.: Творческий центр Сфера, 2005. 220 с.
  12. Ермолаева Н.В. Парциальная программа по эстетическому воспитанию дошкольников через декоративно-прикладное искусство «Художники — умельцы» (для детей старшего дошкольного возраста). п. Таежный. МБДОУ «Ласточка», 2004 г.
  13. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России М., 2011. 156 с.
  14. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
  15. Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
  16. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. 214 с.
  17. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ. М.: АРКТИ, 2003. 180 с.
  18. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – С. 12-20.
  19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 196 с.
  20. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С. 24-29.
  21. Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М.: Феникс, 2003. 180 с.
  22. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров. М.; Икар, 2003. 208 с.
  23. Лукина Н.В. Народы Северо-Западной Сибири. Томск, 2002. 320 с.
  24. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление ДОУ. – 2005. – №1. – С.56-68.
  25. Мещ В.А. «Здравствуй Югра!». Х. – М.: «Полиграфист», 2000. 168 с.
  26. Разина Т. М. Русское народное творчество. М.: 1993. 280 с.
  27. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. М.: ТЦ – Сфера. 2005. 192с.
  28. С чего начинается Родина… Детское ручное творчество. Самара: «Учебная литература», 2007. 212 с.
  29. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2. – С. 34-42.
  30. Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. Томск, 2001. 240 с.
  31. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. М.: Скрипторий, 2003. 196 с.
  32. Смирнова Р.Н Декоративно-прикладное искусство в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1986. – №12. – С.18-20.
  33. Соломенникова О. А. Радость творчества. М.: Мозаика-синтез, 2005. 160 с.
  34. Тарханов А.С., Мартовский С.Б. «Уроки души». Сборник стихов, сказок, праздников Югры. Х. – М.: «Полиграфист», 2005. 280 с.
  35. Тимофеева М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра, и изобразительное искусство. Ярославль: Академия развития, 1997. 188 с.
  36. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПб.: Детство – Пресс, 2000. 240 с.
  37. Федорова Л.Ф. План патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы // Управление ДОУ-2005. – №1. – С. 23-30.
  38. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
  39. Харамзин Т.Г., Хайрулина Н.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров. М., 2005. 234 с.
  40. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
  41. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 240 с.
  42. Шесталов Ю. «Ханты. Манси. Кто мы?». Х.-М. «Стерх», 1993. 120 с.
  43. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год