Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
Патриотизм детям
Автор: Полторецкая Юлия Александровна   
20.03.2016 23:57

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»

МБУ лицей № 67 структурное подразделение детский сад «Русалочка» г.о. Тольятти Самарская обл.

Автор: Полторецкая Юлия Александровна, воспитатель высшей квалификационной категория;

Тема: Проектная деятельность по реализации регионального компонента ООП ДО (духовно-нравственное направление).

 

Скачать конспект

Проектная деятельность – это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, когда серия занятий объединена основной проблемой.

Кроме того, немаловажным является тот факт, что в реализацию проекта вовлекаются не только дети, но и их родители, что делает процесс обучения максимально эффективным.

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края» разрабатывался для детей старшего дошкольного возраста с целью пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем и любовь к родному Отечеству.

«Постепенно расширяясь, эта любовь
к родному переходит в любовь к своей
стране – к ее истории, ее прошлому и
настоящему, а затем ко всему
человечеству, человеческой культуре».

Д. С. Лихачев

Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, групповой.

Время реализации: февраль — апрель.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель, Образцовый театр танца «Плясицы» (художественный руководитель Левашова Л. Е.)

Возраст участников: дети старшего дошкольного возраста (5 — 6 лет)

Образовательная область: проект реализуется в рамках Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области (2007) по одному из направлений патриотического воспитания дошкольников — духовно-нравственное воспитание.

Актуальность темы:

Проблема духовно-нравственного развития – одна из важнейших проблем человечества. Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры.

Однако анализ педагогической литературы по данной тематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогику — в разработке содержания, методов, форм, условий духовно-нравственного развития детей и молодежи.

Эта идея легла в основу проекта по развитию у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края.

Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с детьми.

Таким образом, можно заключить, что тема развития у дошкольников представлений о малой Родине является актуальной для изучения с детьми старшего дошкольного возраста, а использование технологии проектирования позволяет детям стать активными участниками учебного и воспитательного процессов, а также создает условия для привлечения в образовательно-воспитательный процесс и их родителей.

Цели проекта:

  1. Создать в окружении ребенка эмоционально благополучную атмосферу, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
  2. Подобрать художественную литературу, методические пособия, где рассказывается о Самарской области, знаменитых людях, об искусстве, о трудовом Тольятти.
  3. Организовать деятельность детей, способствующую развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
  4. Сформировать толерантную культуру у дошкольников через приобщения к культуре разных национальностей малой Родины в условиях дошкольного учреждения.
  5. Установить более тесную связь во взаимоотношениях взрослого и ребенка,
  6. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
  7. Пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, любовь к родному Отечеству.
  8. Разработать наглядные материалы и пособия, оказывающие развивающее воздействие на детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Формирование у педагогов умения толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
  2. Расширение социальных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
  3. Воспитание любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
  4. Формирование познавательного процесса в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка:
  • Подобрать и изучить литературу по теме проектной деятельности.
  • Разработать перспективное тематическое планирование.
  • Разработать циклы игр-занятий по разделам проекта, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов деятельности
  • Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, литературный материал согласно задачам разделов проекта
  • Включить в практическую деятельность с детьми разнообразные материалы, нетрадиционные техники.
  • Определить формы организации обучения, согласно задачам и содержанию проекта.
  • Обогатить игровую среду дидактическим материалом.
  • Разработать консультативный материал для родителей и педагогов ДОО по темам разделов проекта.
  • Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
  • Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение консультаций, развлечений, организацию совместной с детьми деятельности.
  • Развивать воображение и творческие способности детей.

Гипотеза образовательного проекта.

Целенаправленная и систематизированная работа с детьми среднего и старшего дошкольного возраста над проектом позволит развить духовно-нравственные качества не только у детей детского сада, но и повысит чувство патриотизма у родителей воспитанников, укрепит детско-родительские отношения, повысит уровень познавательного развития.

Принципы реализации проекта:

1. доступность:

  • учет возрастных особенностей детей;
  • адаптированность материала;

2. систематичность и последовательность:

  • постепенная подача материала от простого, к сложному;
  • частое повторение усвоенных знаний, правил и норм;

3. наглядность и занимательность:

  • предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза

4. динамичность:

  • интеграция проекта в разные виды деятельности

5. дифференциация:

  • создание благоприятной среды, для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Этапы работы над проектом

Направление деятельности, её этапы. Задачи Содержание

I этап – информационно-аналитическое обеспечение проект

Задача: Сбор и анализ информации

  1. Подбор и изучение литературы по вопросам проектной деятельности.
  2. Изучение педагогического опыта работы по духовно-нравственному воспитанию. 3. Консультирование с методистом ДОО по вопросам проектной деятельности.
  3. Подбор методов педагогической диагностики воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения уровня знаний по разделам программы)
  4. Анализ результатов педагогической диагностики

II этап – методическое обеспечение проекта

Задача:

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

  1. Составить перспективный тематический план по теме проекта.
  2. Разработка цикла игр-занятий в рамках проектной деятельности.
  3. Согласно задачам и содержанию определить формы организации
  4. Подобрать и систематизировать игры, игровые упражнения, музыкальные произведения, литературный материал согласно задачам, оформить их в виде картотеки.

III этап – работа с детьми

Задачи:

  1. Формировать у детей простейшие представления о многонациональности нашего города;
  2. Формировать у детей представления о народах Поволжья.
  3. Развитие у детей таких качеств, как толерантность, самостоятельность, творческая активность; снижение напряженности, скованности. 1. Проведение педагогической диагностики через беседы, наблюдения, игру, с целью выяснения уровня знаний по разделам программы.
  4. Создание ситуации вовлечения детей
  5. Реализация цикла игр — занятий
  6. Создание условий для творческой деятельности детей, благоприятного настроя на самостоятельную работу (при необходимости оказание помощи)
  7. Создание таких условий, при которых дети могут самостоятельно делать выводы и заключения, опираясь на прошлый опыт, и опыт, полученный в ходе проведения игровой деятельности, бесед, просмотра видеофильмов, прослушивания музыкальных произведений.

IV этап – работа с родителями

Задача: вовлечение родителей в проектную деятельность.

  1. Подготовка консультативного материала для родителей.
  2. Оформление альбомов, коллажей с привлечением родителей.
  3. Привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.

V этап – работа с педагогическим коллективом

Задача: вовлечение педагогов в проектную деятельность.

  1. Подготовка информационного и консультативного материала для педагогов.
  2. Привлечение специалистов ДОО к участию в мероприятиях в рамках проекта.
  3. Предложить педагогам цикл дидактических игр, а также материал для чтения детям по темам разделов проекта.

VI этап – подготовка к презентации и презентация проекта

Задача: демонстрация опыта работы

  1. Обобщить опыт работы и оформить в виде папки, материал представить в методический кабинет ДОО.
  2. Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

1. для педагога:

  • освоение проектного метода;
  • повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
  • повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

2. для детей:

  • сформированы более глубокие и полные представления дошкольников об истории и культуре своей малой Родины, народах, живущих в ней;
  • повысился уровень познавательного развития;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общении;

3. для родителей:

  • партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы

4. для педагогов ДОО:

  • возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми

Продукт проектной деятельности:

  1. Альбомы с фотографиями «Самарская лука», «Как мы любим, отдыхать», «Ширяево», «Царев курган;
  2. Панно «Все народы в гости к нам» (коллективная работа);
  3. Рисунки детей, выполненные карандашами и гуашью на темы: «Моя дружная семья», «Дом, в котором мы живем», «Мой папа самый лучший», «Как мы отдыхаем»;
  4. Альбом «Костюмы народов Поволжья»;
  5. Картотека «Подвижные игры народов Поволжья»;
  6. Альбом пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры;
  7. Модели занятий, дидактические игры, информационный материал для родителей и педагогов;
  8. Знакомство с народными музыкальными инструментами, с песенным фольклором народов Поволжья;
  9. Наглядные материалы и пособия;
  10. Книжка-самоделка «Родной край»;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год