Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой любимый город»
Патриотизм детям
Автор: Жаркова Наталья Валерьевна   
28.01.2015 06:17

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мой любимый город»
Обоснование социальной значимости. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже  уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой? Думается, это – выражение глубокой привязанности ко всему, что с ранних лет вошло в сердце. Для воспитания нравственных и патриотических чувств чрезвычайно важно, чтобы взрослые передали детям свою любовь к родным местам, своё представление о том, чем они знамениты и неповторимы. И активную позицию в этом вопросе, я считаю, должны занять мы, педагоги.
Базовым  этапом  формирования  у  детей  любви  к  Родине  является накопление  ими  социального  опыта  жизни  в  своём  городе,  приобщение к миру его культуры.  Любовь  к  Отчизне  начинается  с  любви  к  своей  малой  родине  – месту, где родился человек.

Скачать аннотацию

 

Скачать конспект

Скачать титульнй лист

Развитие  представлений  дошкольников  о  своей  малой  Родине, воспи-тание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – не  только  педагогов,  но  и  родителей. С  целью  выявления заинтересованности родителей в воспитании гражданских чувств у детей было  проведено  анкети-рование.  Его результаты  дали  возможность  выявить настроенность родите-лей, степень  заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учрежде-нием  и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
Таким  образом,  была  обоснована  необходимость  организации  и проведения  системы  мероприятий,  способствующих  проявлению  интереса, воспитанию  любви  к  родному  городу,  желанию  беречь  его  красоту, проявлять заботу о нём.

Актуальность патриотического воспитания обусловлена всё возраста-ющей социальной значимостью гражданского самосознания в обществе.
Я чётко осознаю, что патриотическое воспитание ребёнка – сложный процесс. В течение последних лет я веду в ДОУ работу в данном направлении, сочетая известные отработанные методики с поиском новых путей и средств их реализации.
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Новизна содержания. Целостная научная концепция формирования гражданина - патриота России - в современных условиях ещё не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов.
Данная проблема не нашла пока полного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направле-нии. Характерной особенностью ис-следований и рекомендаций, связан-ных с воспитанием патриотизма у де-тей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы.
Так, в исследованиях С.Н.Никола-евой патриотическое воспитание рас-сматривается в русле экологического воспитания.
Г.Н.Данилина  в пособии «Дош-кольнику – об истории и культуре России», О.Л.Князева и М.Д.Маханёва  в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и некоторые другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
В.Н.Вишневская в своей программе «Свет Руси» делает упор лишь на ознакомление с символикой Российской Федерации.
«Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду» О.Н.Баран-никовой посвящены истории Руси, приобщению к основам православия.
При  составлении  перспективного  плана  работы  я использовала програ-мму Е.В.Пчелинцевой «Непреходящие ценности малой родины»,  результатом  освоения  которой  является  воспитание  будущего поколения,  обладающего  духовно-нравственными  ценностями и  гражданско-патриотическими  чувст-вами,  уважающего  культурное и  историческое прошлое.    
Система  организации  экскурсий  была  составлена  мною на основе  учебно-методического пособия С.Н.Нифонтовой и О.А.Гаштовой «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет».
     
Новизна  опыта  заключается  в  разработке  целостной системы  работы  по воспитанию  гражданско-патриотических  чувств  детей  к  родному  краю   в условиях дошкольного образовательного учреждения. Предполагаю, что развитие компетенций в области краеведенья приведёт к формированию у дошкольников чувства патриотизма и национального самосознания.

Целью моего опыта работы является  организация педагогического  процесса,  способствующего  формированию патриотического  воспитания  детей  посредством  знакомства  с  малой родиной.

В соответствии с целью были сформулированы  следующие задачи:
1. Создать  условия  для  развития  у  ребёнка  патриотических  чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, родному краю.
2.  Предоставить дошкольникам возможность  почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города.
3. Организовать взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей, привлечь их к участию в воспитательно-образовательном процессе через совместную с детьми деятельность.

При построении системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников я учитывала следующие принципы:
Принцип историзма. Я сохраняла хронологический порядок описываемых явлений и сводила его к двум, более доступным для детей, историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации, который позволяет встать на позицию ребенка, учитывать его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
Принцип деятельного подхода – т.е. любые знания приобретаются ребёнком во время активной деятельности.
Принцип дифференциации. Я стараюсь создавать условия для самореализации каждого ребёнка с учётом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности реализуется через сотрудничество с семьёй, библиотекой; через естественное включение краеведческого материала в основную программу; а также сочетание разных видов детской деятельности при знакомстве воспитанников с историко-культурными особенностями  малой родины.

        При выборе технологий для реализации  поставленных образователь-ных и воспитательных задач предпочтение  отдаю деятельностным  технологи-ям. Одна из которых - проектная. Метод  проектов позволяет  задействовать  всех  участников  образовательного  процесса: педагогов, родителей и самих  воспитанников. Также позволяет развивать познавательный интерес, формиро-вать у дошкольников коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребёнку почувствовать себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».

Мой опыт работы был представлен на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 44» «Формирование у дошкольников патриотических чувств», одобрен коллегами, рекомендован к использованию, т.к. предлагаемые мною формы, методы и приёмы работы дают возможность распространения и внедрения опыта.

Последовательная  поэтапная  работа с  детьми  по выбранному направлению началась со второй младшей группы.
Дети уточнили свои представления о ближайшем окружении. Для закрепления представления детей об именах был изготовлен альбом «Наши имена», где дети узнали о значении своего имени, разучили потешки о своих именах. С младшими дошкольниками проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своём имени», «Что означает моё имя».
Был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. Его рассматривание позволяет детям делиться эмоциями, переживаниями, полнее ощутить чувство привя-занности к своей семье, родному дому, своим близким.
В дидактической игре «Засели свою семью в домик», целью которой является закрепление названий членов семьи и представлений о роли каждого из них, детям предлагалась работа с моделями.
Следующим шагом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экс-курсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Экскурсии  по   детскому  саду  не  прошли  даром. Совместно с родителями были  организованы  суббот-ники  по благоустройству участка. Многие родители, ранее ссылавшиеся на занятость и другие причины, нашли возможность оказать помощь нашему саду в свободное время. Дети гордились своими родителями и неоднократно повторяли:  «Моя  мама  приходила  и  красила    качели!»,  «Мой  папа  сделал скамейку» и т.п.   
А  сколько  радости  ребятам  доставили путешествия в разное время года  по  экологической тропе, проложенной по территории  ДОУ. Рассматривая  цветы,  деревья,  ребята  знакомились  с  природой родного края, узнали, что многие растения приносят человеку пользу.
Наблюдение  за  работой  дворника, снегоуборочной ма-шины  и  мусоровоза помогло  сформировать  представление  о  том,  как  можно  сделать двор  и город чище,  уютнее.  
С младшими дошкольниками на основе иллюстраций и фотографий я беседовала о том, где  им приходилось бывать, что интересного они видели;  о том, что у каждой улицы есть своё название, а у дома – номер. Это помогало закрепить знания детей о знакомых местах.

В средней группе продолжилось знакомство с народными сказками, сказами земли Ивановской, пословицами. Обращалось внимание на предметы русской одежды, быта.
Я учитывала, что одно из самых выразительных и действенных средств знакомства ребёнка с культурным и историческим наследием родного края – это введение его в мир культуры и истории малой Родины через музейную педагогику. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев, подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании личности. С помощью музейных предметов происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое и настоящее.
В нашем детском саду имеется мини-музей «Горница». При посещении этого музея дети познакомились с предметами быта наших предков, их названиями, предназначением, способами действия с ними.
Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают дети на своём пути в детский сад, учила воспитанников замечать изменения в погоде, смену времён года, социокультурные объекты, выделять при этом интересное, красивое.
Для развития наблюдательности, чувства цвета и для ознакомления с узорами ивановских ситцев в развивающую среду группы была внесена дидактическая игра «Волшебные краски», в которой ребёнок старается каждому из предложенных образцов узора на ткани найти карточку, подходящую по цветовой гамме и по изображённому объекту.
 На образовательных мероприятиях по продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливали бусы из рябины, украшали сарафан и кокошник, раскрашивали деревянную ложку.
Были изготовлены дидактические игры  «Шкатулка загадок», «Сложи узор» и другие. Широко использовали игру «Разрезные картинки», предлагая детям собрать гербы Иванова и области, сказочные сюжеты палехских художников и т.п..
Реализация проекта «Я живу в Иванове» способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.
При ознакомлении с историей малой родины была организована поисковая  деятельность:  детям  было  предложено  расспросить  своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут. А на занятиях  ребята  обменялись  полученной  информацией, предлагали  свои  версии  об  истории  некоторых  названий  улиц.
Большое внимание уделялось ознакомлению детей с тру-дом взрослых, как родителей, так и жителей города.  Органи-зованная совместно с родителями фотовыставка «Папа, мама на работе»  помогла  закрепить  содержание  труда  взрослых  в  родном  городе.  Дошкольники увидели  важность  и  значи-мость  труда  их  родителей,  и  это  явилось продолжением  заложенных  основ  уважительного  отношения  к  труду взрослых, направленного на благо родного города.
Проводились совместные праздники:  «Когда семья вместе – тогда и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д. Это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена в рамках долгосрочного проекта «Я и моя семья» по формированию представлений о своей семье, своём роде. Мы убедили родителей попробовать построить генеалогическое древо, которое способствовало бы составлению рассказов о своей семье, родне. Презентация генеалогических древ прошла на семейном празднике «Моя родословная», которая вызвала большой интерес как у детей, так и у родителей. В группе был оформлен тематический уголок.
Организация совместных творческих домашних заданий - придумывание  и  изображение  герба  своей  семьи, создание фотоальбома «Мой город и я», изготовление поделок из природного и бросового материала «Домик в деревне» и другие задания -  объединили родителей и детей, обогатили общение между ними.
Проведённые для родителей консультации, родительское собрание в форме устного журнала на тему «Учим  детей  любить  и  беречь  свой  город»  помогли родителям  осознать, как важно стать  для  своих  детей  примером  отношения  к  своему  городу,  к месту, где живёшь.

В старшем дошкольном возрасте продолжается работа по ознакомлению детей с родным городом, его историей, культурой и достопримечательностями.
Понимая важную роль предметно-развивающей среды в формировании личности ребёнка, большое внимание уделили созданию в группе «Краевед-ческого центра». Видное место в нём занимает уни-кальное издание – «Азбука юного ивановца». Это настоящая мини-энциклопедия, в которой в доступ-ной форме, с большим количеством иллюстраций, загадок, стихов, кроссвордов  даются сведения о родном городе и области.
Мы с воспитанниками разучивали стихи из этой книги ивановской поэтессы Св. Сон, а также стихи других поэтов-земляков – Д.Семёновского, Г. Серебрякова, Вл. Жукова, И. Жукова.
В сентябре этого года мы приняли участие в детском вернисаже «С любовью к родному городу», который инициировали депутаты партии «Единая Россия».
Также нами отправлены детские творческие работы на Всероссийский конкурс «Моя Родина – Россия».
Эффективным видом работы является игротека, которая предполагает разучивание народных игр с разной развивающей направленностью. Так, мы предложили детям домашнее задание: узнать,  в какие игры играли родители и взрослые старшего поколения, разучить эти игры и научить других.
С целью закрепления у детей представления о родственных связях прово-дили игру «Я и моя семья»: встав вместе с детьми в круг, воспитательбросает мяч ребёнку, задавая вопросы, например «Для кого ты внучка?», «Кто ты маме?», «Кому ты внук?» и т.п.
Одним из условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией мы систематически организуем  в детском саду. Дети нашей  группы  выполняют постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Я убеждена, что любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании, в потребности трудиться на общее благо.  
Мы уже совершили заочные экскурсии с целью ознакомления с некоторыми достопримечательностями Иванова – цирком, Дворцом искусств, Соковским мостом, стадионом «Текстильщик».
Интерес у детей вызвали экскурсии в Центральную детскую библиотеку, среднюю школу № 20.    
Были организованы и целевые прогулки по близ-лежащим к детскому саду улицам родного города, в том числе на  аллею славы у Института противопожарной службы.
На таких прогулках мы беседовали не только о социальных объектах, но и обращали внимание детей на соблюдение чистоты.  Старались показать детям, что ухоженные,  чистые улицы и  дворы  поднимают настроение и пробуждают чувство гордости за город. Ведь чем красивее город, тем больше его любят жители.
После экскурсий по микрорайону мы внесли в развивающую среду дидактическую игру  «Что на какой улице находится». Она помогает закрепить знания о социальных объектах нашего района, названия близлежащих улиц.
В рамках проекта «Когда семья вместе, то и душа на месте» мы предло-жили родителям творческое домашнее задание: прдумать и изобразить герб своей семьи. Свой герб семьи презентовали на празднике.
Ещё одно творческое задание, которое мы предложили родителям – сочи-нить частушку о родном городе, крае. На посиделках с чаепитетием дети вмес-те с родителями с удовольствием эти частушки исполнили.
С помощью родителей был оформлен фотоальбом «Мой город и я». Фотографии рассказывают о семейных прогулках выходного дня. Дети с радостью приносят фото, с гордостью рассказывают, где побывали, что интересного видели.
Игру «Где бывали мы – не скажем, а что делали – покажем» мы использу-ем и как физкультминутку, и для закрепления знаний детей об объектах города.
Дети любят игру «Узнай, где нахожусь»: ведущий показывает фотогра-фию, играющий должен назвать, где находится герой фото. Например, на фотографии ребёнок стоит у фонтана; играющий должен сказать, что фонтан находится на площади Пушкина, у Дворца искусств.
С целью закрепления знаний дошкольников о родном городе мною была изготовлена игра «Четвёртый лишний», игровая задача которой – найти среди ивановских достопримечательностей лишнюю.
Воспитанию любви к родному городу помогает и прослушивание лирических песен об Иванове.
У нас в группе есть телевизор и DVD-проигрыватель, поэтому я имела возможность устраивать просмотры презентаций (например, «Заочная экскурсия по родному городу») и фильмов образовательного содержания (например, видеоприложение к региональной программе «Непреходящие ценности малой Родины» о природе родного края, фильм «Иваново: образы города», подаренный ДОУ музеем  им. Д.Бурылина).
Немалый интерес у воспитанников вызвали беседы об историческом прошлом нашего города. После цикла таких бесед детям была предложена дидактическая игра «Как было, как стало». Она состоит из фотографий, на которых изображёны виды Иваново-Вознесенска и современного города. С помощью этой игры дошкольники могут увидеть, каким был наш город, каким стал. Я также предлагаю детям сравнить фото и сказать, что изменилось.
Благодаря ознакомлению детей с материалами регионального центра, познавательным занятиям и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети теперь интересуются: «А что здесь было раньше?».
 
Перспективы развития. Предстоящие целевые экскурсии в магазин, на почту, поликлинику помогут детям  понять принципы функционирования раз-личных учреждений, сформируют у дошкольников представления о разно-образных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Мы также планируем организовать совместно с родителями экскурсию в краеведческий музей, выездное занятие в музее ситца, автобусную экскурсию по городу.  Реализовать проект «Наши деды – славные победы», в рамках которого рассказать детям о Великой отечественной войне и наших земляках-ветеранах, принять участие в акции «Георгиевская ленточка».
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с её природными особеннностями, красотой. С растительным и животным миром родного края будем знакомить детей на занятиях, беседах, экскурсиях и прогулках. Обязательно уделим внимание природоохранным вопросам.


Показатели результативности работы. В начале октября 2014 года мною детям были предложены вопросы, в ходе анализа ответов на которые  стало  возможным  определить  степень  представлений  дошкольников о родном городе. Коллеги, работающие в параллельной группе, по моей просьбе предложили своим  воспитанникам те же вопросы.   
Опрос показал, что в моей группе все дети  твёрдо  знают  название  города,  в  котором  живут,  и  могут безошибочно  найти  герб  города  и  рассказать  о  нём.  Практически все  имеют представление о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они  живут,  детский  сад,  который  они  посещают.  Половина детей  может  объяснить, почему или в честь кого названы улицы  города, треть может рассказать об этом с помощью наводящих вопросов воспитателя. О профессиях родителей и о распространённых  профессиях  жителей нашего  города имеют  хорошие  знания  62% детей, третья часть детей не на все вопросы может ответить уверенно.
Наблюдения показывают, что мои воспитанники проявляют любознательность, желание узнавать новое о родном городе. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Индивидуальное общение с родителями подтверждает эффективность моей работы. Многие родители отмечают не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном  городе, но  и признают, что сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребёнка, стали  интересоваться  историей  города.
Таким образом,  систематическая работа по воспитанию гражданско-патриотических  чувств детей имеет свои положительные результаты. Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год