Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
Педагогика
Автор: Шибалова Марина Ивановна   
10.02.2015 19:15

ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫВведение
Цель методической разработки – разработать и экспериментально проверить особенности организации игрового общения воспитателя с детьми, способствующее  развитию самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста
Объект: сюжетно-ролевая игра детей младшего дошкольного возраста.
Предмет - организация игрового общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Проблема. Игровое общение воспитателя с детьми в развитии сюжетно-ролевой игры младших дошкольников будет эффективным, если учитываются:
- игровые интересы, игровые умения (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников;
- организация педагогических условий, влияющих на игровое общение воспитателя с детьми в разных видах детской деятельности.

Дошкольный возраст – это возрастной период, который имеет определенное значение для всего последующего развития человека. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущих успехов в жизни, поэтому основной задачей педагога в ДОУ является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей дошкольников с учетом половых различий в психическом развитии каждого ребенка.
В теоретических исследованиях о создании игрового пространства детьми мы опирались на теоретические положения: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой и др. Это позволило нам определить следующие теоретические положения:
- Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления.
- Одним из компонентов развивающей предметно-ролевой среды является общение между взрослым и ребенком. Общение, в отличие от предметного воздействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических.
В настоящее время для развития игрового опыта детей младшего дошкольного возраста имеет демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет установить между ребенком и взрослым доверительные, раскрепощенные отношения.
На основе вышесказанного мы предположили, что организация игрового общения может рассматриваться как условие развития игры детей младшего дошкольного возраста, если педагог: организует предметную среду для развития игровых замыслов детей; создает эмоционально-благоприятную атмосферу; обеспечивает руководство сюжетно-ролевой игрой детей, в целях нарастания игровой самостоятельности и творчества.
Полученные в данные свидетельствуют о том, что игровые интересы младших дошкольников имею следующие особенности: дети играют в предложенные воспитателем игры (50%) – «строительство, цирк, лесная больница, салон красоты, семья»; выбирают роли «мама, доктор, водитель, моряк» (15%); их привлекают игрушки – «куклы, машинки, мягкие игрушки, мячики» (60 %); предпочитают партнеров по игре в воспитателя, няню или родителя - 60%. Результаты наблюдений показали, что дети 3-4 лет владеют игровыми умениями (90%), при этом некоторые дети (10%) испытывают затруднения в процессе игре; игровые роли и тематика сюжетно-ролевых игр у детей разнообразны; они меняют игрушки для поддержания сюжета игры; игрового взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре недлительно.
Диагностика позволила выделить уровни развития сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет: высокий уровень (10%) - дети активно взаимодействуют друг с другом, распределяют роли по интересам, избегают конфликтов, в играх отражают целостность знакомого всем сюжета, взаимосвязность, отражаемых событий видят целостное событие игры, включающее персонажей, передают характерные особенности персонажей игры; средний уровень (70%) – дети с помощью взрослого активно участвуют в распределение и организации игры, предлагают интересующие их роли, воспроизводят разные сюжеты, исполняют главные роли, но при этом видят не целостное событие игры, а отдельные элементы, длительность ролевого взаимодействия увеличивается; низкий уровень игровых умений (20 %) – дети испытывают трудности во взаимодействии с воспитателем в процессе организации игры, не участвуют в распределении ролей, затрудняются выбрать интересующую их роль, исполняют второстепенные роли, тяготеют к однообразным элементарным сюжетам.
Результаты диагностики игрового общения воспитателей с детьми показали, что педагоги недостаточно понимают специфику игрового общения с детьми в развитии сюжетно-ролевой игры, имеют затруднения в использовании методов руководства игрой, у них отсутствует полноценное взаимодействие с детьми.
Оценка предметно-развивающей среды, направленная на развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры имеет особенности: разнообразие предметов в игровых зонах соответствует возрасту и программным требованиям; развивающая среда даёт возможность использовать её детям и воспитателям для организации игры; доступна возрастным, познавательным и физическим возможностям детей. При этом возможность изменения среды в соответствии с программными требованиями и интересами детей в организации сюжетно-ролевой игры не учитывается.
Таким образом, стоит необходимость разработки и апробации педагогических условий, направленных на организацию самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей 3-4 лет на основе игрового общения воспитателя с младшими дошкольниками:
- Повысить компетентность воспитателей в области партнерского взаимодействия с младшими дошкольниками в сюжетно-ролевой игре посредством проведения серии семинаров по проблеме, результатом которой будут: применение полученных педагогами знаний в работе по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста; использование диагностических карт сюжетно-ролевой игры для планирования работы; правильная организация предметно-развивающей и игровой среды в группе.
- Подобрать и модифицировать методические разработки сюжетно-ролевых игр, обеспечивающие развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста. Модификация отобранных сюжетно-ролевых игр заключается в том, что сюжеты игр направлены на ознакомление детей с традициями семейного уклада наших предков, отражают современную действительность, окружающую детей и позволяют им выполнять хорошо знакомые для детского опыта действия.
- Создать условия для эффективного взаимодействия воспитателей и родителей по организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры младших дошкольников. Изучение отношения родителей к совместной игре со своим ребенком, приобретению и использованию игрушек; создание условий для совместной игровой деятельности родителей со своими детьми; организация комплекса мероприятий по формированию у родителей интереса к совместной игре с ребёнком и развитию игрового общения взрослого с детьми.

Организация самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста на основе игрового общения воспитателя с детьми
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации игрового общения воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры и результаты диагностики позволили определить цель и направления методической разработки.
Цель методической разработки - разработать педагогические условия, направленные на организацию самостоятельной сюжетно-ролевой игры младших дошкольников на основе игрового общения воспитателя с детьми.
Задачи:
1. Повысить компетентность воспитателей в области партнерского взаимодействия с детьми 3-4 лет в сюжетно-ролевой игре.
2. Подобрать и модифицировать методические разработки сюжетно-ролевых игр, обеспечивающие развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста.
3. Организовать игровое общение воспитателей с детьми. Обеспечивающее развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
4. Создать условия для эффективного взаимодействия воспитателей и родителей по организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры младших дошкольников.
Методическая разработка имеет три части.
Первая часть направлена на систематизацию знаний педагогов по проблеме игрового общения воспитателя с детьми в организации самостоятельной сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми мальчиков и девочек, по диагностированию сюжетно-ролевой игры, правильной организации предметно-развиваюшей и игровой среды в группах детского сада.
В первой части методической разработки разработана тематика и содержание семинаров для воспитателей младшей группы прогимназии:
- «Игровое общение воспитателя с детьми, как средство развития игровой деятельности детей». Цель – уточнить и дополнить знания педагогов по проблеме игрового общения воспитателя с детьми при планировании игровой деятельности младших дошкольников. В содержание входят: основные понятия игрового общения, особенности взаимодействия воспитателя с детьми, игровой деятельности; классификация детских игр.
- «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте». Цель – познакомить воспитателей с особенностями развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, вызвать интерес у педагогов к организации необходимых педагогических условий для развития игровой деятельности детей. В содержание семинара входят: роль игры в жизни дошкольника; игрушки для детей младшего дошкольного возраста; практические рекомендации по организации педагогических условий для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей. Практическая часть семинара включает в себя работу по: разработке игровых уголков для детей 3-4 лет по выбранным воспитателями темам; разработке конспекта модифицированной сюжетно-ролевой игры для младших дошкольников.
- «Педагогический практикум» Цель – решение игровых педагогических ситуаций и их обсуждение. В содержание семинара входят задания для воспитателей: составить сценарий сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста с описанием педагогических условий необходимых при организации игрового общения воспитателя с детьми; проанализировать составленные воспитателями сценарии сюжетно-ролевых игр.
- «Подведем итоги». Цель – составить педагогические рекомендации для воспитателей по реализации игрового общения воспитателя с детьми 3-4 лет в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Предполагаемые результаты:
1. Применение полученных педагогами знаний в работе по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми детей младшего дошкольного возраста.
2. Использование карт-диагностик сюжетно-ролевой игры для планирования работы.
3. Правильная организация предметно-развивающей и игровой среды в группах.
Вторая часть методической разработки направлена на организацию игрового общения воспитателя с младшими дошкольниками в развитии самостоятельной сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
    повышение игрового интереса младших дошкольников к сюжетно-ролевой игре посредством игрового общения воспитателя с детьми;
    развитие игровых умений (распределение ролей, ролевое взаимодействие) младших дошкольников;
    развитие умений совместно с партнерами по игре и помощью воспитателя создавать игровую обстановку, распределять игровых персонажей, управлять игрушкой, озвучивать персонажей игры.
    обогащение предметно-развивающей среды группы по игровым зонам настольно-печатными играми, продуктами детского творчества, модульные предметы для придания динамичности среды.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно рекомендовать использовать серию модифицированных сюжетно-ролевых игр (прил. 7). Модификация подобранных сюжетно-ролевых игр заключается в том, что сюжеты игр направлены на ознакомление детей с традициями семейного уклада наших предков, отражают современную действительность, окружающую детей и позволяют им выполнять хорошо знакомые для детского опыта действия (например, культурно-гигиенические навыки).
1)    «Уложим Дашу спать» (модификация сюжетно-ролевой игры «Семья»).
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у ребенка ценностное отношение к здоровью, жизни; способствовать развитию отношений между детьми.
Материал: оформленная под русскую избу часть комнаты, где стоят лавки для детей, «оконце» с расписными ставенками, сундук с постельными принадлежностями, люлька, свисает шнур с потолка, цветастый платок, свеча и кукла.
Краткое содержание сюжетно-ролевой игры: дети приглашаются в путешествие в русскую избу, в прошлое бабушек; воспитатель перевоплощается в бабушку Настю и зажигает фонарь в виде свечи; из фонаря появляется внучка Даша (кукла); герои рассказывают детям о красном уголке в старой русской избе. Далее детям предлагается уложить внучку Дашу спать. Игра заканчивается пением колыбельной песни.
2)    «Купаем куклу Машу» (модификация сюжетно – ролевой игры «Семья»).
Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать детское представление о чистоте, порядке, заботе; познакомить с понятием « мокрый - сухой », «живой – неживой ».
Материал: куклы, тазики с водой, полотенца.
Краткое описание сюжетно – ролевой игры: Игре предшествует беседа для усвоения понятий «живой – неживой». К детям приходят куклы, воспитатель уточняет отличие кукол от людей, в игре они оживают. Детям предлагается искупать кукол, вытереть. При каждом действии уточняются понятия.
3)    «Мишка заболел» (модификация сюжетно – ролевой игры «Доктор»).
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: формировать у детей навык принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действии, использовать во время игры медицинские инструмент, формировать чуткое отношение к заболевшему человеку, животному.
Материал: уголок доктора, кушетка, стул, Мишка (игрушка), бинт, лекарство (баночки, коробки), таблетки (кружки из картона), градусник, фонендоскоп, шприц, шарф).
Краткое описание сюжетно-ролевой игры: воспитатель выступает в роли доктора (обращается к игрушечному медведю) вовлекая детей в игру). Задаёт вопросы, спрашивает, что болит, лечит, укладывает спать. Дети заинтересованы, выступают в роли больного.
4)    «Гипермаркет» (модификация сюжетно-ролевой игры «Магазин»).
Цели и задачи сюжетно-ролевой игры: учить детей принимать на себя роль (покупателя) и выполнять соответствующие игровые действия.
Материал: халат (продавца), корзинки, сумки, муляжи: фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, касса, весы, картинки, игровая зона – витрина.
Краткое описание сюжетно-ролевой игры: воспитатель в роли продавца. Ставится описание на витрину товар. Знакомим детей с работой продавцов, кассиров. Предлагается детям совершать покупки, затем меняемся ролями. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом.
5)«Ателье красоты» (модифицированная сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»).
Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: формировать представление детей о работе парикмахера; развивать умение использовать инструменты парикмахера; способствовать доброму отношению между детьми.
Материал: игровой центр, халат, фен, флакончики, щипцы, расчески, ножницы, накидка, резинки, кукла Надя.
Краткое описание сюжетно-ролевой игры: детям задаются вопросы, были ли они в парикмахерской, что делали, читаются стихи, появляется кукла (первый клиент), идет беседа, делается прическа, после ребенок выступает в роли парикмахера.
6) «Автопарк» (модификация сюжетно-ролевой игры «Гаражи»)
Цели и задачи сюжетно – ролевой игры: дать детям знания о работе шофера, механиков; формировать дружеские отношения в игре.
Материал: кукла в одежде механика, машины (легковые), гараж.
Краткое описание сюжетно – ролевой игры: дети попадают в «автопарк», где механик (кукла) рассказывает о работе шоферов, о взаимовыручке, вежливости на дорогах и предлагает детям поиграть в шоферов.
Таким образом, модифицированные нами сюжетно-ролевые игры постепенно подводят детей к их самостоятельной игровой деятельности, и позволяет воспитателю включиться в игровое общение с детьми в развитии сюжетно-ролевой игры. Развитие самостоятельной сюжетно-ролевой игры происходит по принципу «от простого к сложному». Например, в сюжетно-ролевой игре «Мишка заболел» дети сначала учатся ухаживать за больным мишкой, затем постепенно принимают на себя роль доктора и выполняют действия соответствующие врачебным умениям.
Для обогащения предметно-развивающей среды в игровые зоны необходимо внести продукты детского творчества (рисунки, поделки из соленого теста, пластилина, гипса, глины и пр.) и настольно-печатные игры по определенным тематикам:
- в игровую зону «Семья» - «Мама, папа, я», «Детеныши», «Моя семья», лото «Моя комната»;
- в игровую зону «Доктор» - «Что лишнее?», «Кому, что нужно для работы?», лото «Зайкина больничка»;
- в игровую зону «Гипермаркет» - «Овощи», «Фрукты», лото «Съедобное-несъедобное»;
- в игровую зону «Студия красоты» - «Что за чем?», «Моя парикмахерская», лото «Прически», мозаика «Волшебная прическа»;
- в игровую зону «Автопарк» - лото «Гаражи», лабиринт «Машины», пазлы «Собери машину».
Также игровые зоны оснащаются комплектами мягких модулей, которые позволяют изменять ее по желанию детей и смене сюжета сюжетно-ролевой игры. Например, игровая зона «Семья» может изменяться следующим образом: в игре «Уложим Дашу спать» модули выстраиваются так, чтобы напоминали русскую избу, далее при организации игры «Купаем куклу Машу» модули перестраиваются таким образом, чтобы можно было создать ванную комнату.
Третья часть формирующего проекта направлена на вовлечение родителей в процесс организации сюжетно-ролевой игры младших дошкольников и создания игровой среды в семье с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет.
Наиболее эффективным приемом в работе с родителями является знакомство их с «полезными» игрушками и обучение руководству игровой деятельностью детей.
Воспитателя знакомят родителей с заранее отобранными развивающими игрушками, которые они могут приобрести в детском магазине. Для этого педагоги устраивают выставку «Умные игрушки», на которой воспитатели продемонстрируют родителям игрушки и игры, имеющие наибольший развивающий эффект для детей данного возраста.
Затем воспитатели организуют родительские собрания, на которых проводят групповые консультации родителей по руководству игровой деятельностью. Воспитатели объясняют родителям значение сюжетно-ролевой игры в правильном и своевременном развитии ребенка-дошкольника и то, как добиться понимания и признания права малыша на игру в каждой семье. Для этого необходимо соблюдать необходимые условия.
Изучение условий для игровой деятельности, которые созданы ребенку в семье, может осуществляться с помощью анкеты-опросника для детей и родителей, «приглашения» в детский сад игрушек из дома и организации игр с ними, проведения специальных мероприятий (праздников, игротренингов) с «участием» игрушек («Моя любимая игрушка», «Магазин игрушек»).
Так как родительские собрания являются одной из наиболее эффективной формой работы с родителями, воспитатели могут приглашать участвовать в них родителей. Тематика следующая: «Какие игрушки нужны вашим  детям?» (цель – дать родителям знания о значении игрушки, ее роли в игре ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек необходимых для сюжетно-ролевой игры); «Почему детям нужна игра?» (цель – дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, заинтересовать проблемой игрового общения взрослого и ребенка, приобщить к игре ребенка в условиях семьи); «Развивающий предметный мир» (цель – ознакомить родителей с моделями организации предметно-развивающей и игровой среды в семье и ее правильное использование).
Взаимодействие прогимназии с родителями по развитию сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников проходит поэтапно:
1.    Изучение отношения родителей к совместной игре со своим ребенком, приобретению и использованию игрушек (анкета-опросник).
2.    Создание на базе прогимназии условий для совместной игровой деятельности родителей со своими детьми (проведение игротренингов, клуба).
3.    Организация комплекса мероприятий по формированию у родителей интереса к совместной игре с ребёнком и развитию игрового общения взрослого с детьми.
Также родителям раздаются памятки: «Во что любят играть младшие дошкольники», «Построение игровой среды для организации сюжетно-ролевой игры ребенка» и т.д.

Итоговая диагностика развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников на основе игрового общения воспитателя с детьми
Для проведения итоговой диагностики сюжетно-ролевой игры младших дошкольников мы использовали метод наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности и за игровым общением воспитателя с ними.
Как показало наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 3-4 лет, целью которого было изучение особенностей игровых умений младших дошкольников, 10 % детей имеют высокий уровень игровых умений, 80 % – средний уровень, 10 % - низкий уровень (рис. 3). Тематика сюжетно-ролевых игр детей бытовая. Это связано с тем, что дети 3-4 лет имеют больше представлений в сфере быта, а так же, как отмечалось выше, они много заимствуют сюжетов для игр  предложенных воспитателем и сверстниками. Что касается выбора партнера по игре, то дети играют одинаково как с мальчиками, так и с девочками.
 
Младшие дошкольники выбирали роли – мама, парикмахер, врач, покупатель, кассир, продавец.
Дети использовали в игре разные игрушки, они не всегда совпадали с предпочитаемыми игрушками. Например, дети, играя в «Уложим Дашу спать» использовали кукольную посуду, разнообразные баночки и коробочки, книжки; играя в «Автопарк» использовали стулья, стол, мячики, кубики.
Дети использовали игрушки в определенном, ограниченном пространстве – игровой зоне (например, играли в «Лесной гипермаркет» в уголке, при этом использовали: весы, кассу, фрукты, овощи и пр.). Игры детей носили малоподвижный и поэтому не требовали большого пространства.
Характер ролевых действий детей заключался в передаче особенностей их интересов, предложенных воспитателем сюжетов. Например, в игре «Уложим Дашу спать» девочки в роли мамы – убаюкивали, накрывали одеялом куклу т.д., мальчики – подпевали девочкам, качали колыбель с куклой. Таким образом, ролевые действия детей – стереотипны, что связано с их возрастом.
Ролевое взаимодействие, возникающее между детьми, было не длительным в силу возрастных особенностей.
Обобщая результаты наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, можно сделать вывод о том, что у младших дошкольников самостоятельная сюжетно-ролевая игра развивается соответственно их возрастным нормам и программным требованиям.
 После проведенных семинаров для педагогов, описанных в формирующем проекте, мы провели повторное анкетирование педагогов и выяснили, что и воспитатели стали более компетентны в вопросах игрового общения с младшими дошкольниками.
Педагоги имеют правильные представления о понятии «игровое общение» (60%), понимают специфику игрового взаимодействия с детьми 3-4 лет. Для них сюжетно-ролевая игра является, как возможность плодотворно взаимодействовать и сотрудничать с детьми, развивать их творческие способности, активность и инициативность, что необходимо для развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры детей. Воспитатели увидели проблемы во взаимодействии с детьми и попытались их решить посредством включения игрового общения с младшими дошкольниками.
Воспитатели стали понимать необходимость развивать самостоятельную сюжетно-ролевую игру детей (40 %).
Таким образом, эксперимент доказывает, что игровое общение воспитателя с детьми в развитии сюжетно-ролевой игры младших дошкольников может быть эффективным при правильной организации игровой деятельности детей (развитии их игровых интересов, игровых умений) и специально созданных педагогических условий, влияющих на эффективное взаимодействие воспитателя с детьми в разных видах детской деятельности. Результаты констатирующего и контрольного экспериментов показали, что уровни развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников существенно изменились. Появилась динамика развития сюжетно-ролевой игры: количество детей с низким уровнем уменьшилось на 10%, со средним уровнем - увеличилось на 10 %.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год