Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.
Педагогика
Автор: Панина Елена Александровна   
09.06.2015 20:35

Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.Инновационные формы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Выполнила: Старший воспитатель МБДОУ Центр развития ребёнка-детский сад № 58 «Золотой петушок» г.Дзержинск Нижегородская обл

Семья- поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье,
Она для нас основа всех начал!
Е.А. Мухачева

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.

 

Проблемами взаимодействия семьи и дошкольного учреждения занимались основополжники отечественной педагогики – Н.И. Пирогов, М.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт и др.

Современные комплексные программы ( «Детство», «Радуга», «Истоки» и др.) направлены на решение следующих задач сотрудничества с родителями: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие; эмоционального благополучие каждого ребенка; интеллектуальное развитие, создание условий для развития личности дошкольника, его творческих способностей; приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Однако их структурный анализ показывает, что в одних программах нечетко указаны задачи сотрудничества с родителями, в других — недостаточно конкретно методы и формы. Некоторые программы описывают преимущественно направления работы педагогического коллектива с детьми и в лучшем случае указывают на необходимость сотрудничества с их семьями.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Но зачастую родители неохотно откликаются на встречи с педагогами, т.к. они нередко проходят в виде отчетов и поучающих бесед. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов сотрудничества с ними, в стремлении «перестроить» родителей из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.

Признание приоритета «Семейного воспитания» требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. Эти отношения определяются понятиями: «сотрудничество», «взаимодействие». Каким оно должно быть? Конечно, НЕТРАДИЦИОННЫМ!

А значит, при взаимодействии следует использовать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Цель работы:

повысить уровень эффективности сотрудничества ДОУ и семьи на основе использования интерактивных форм взаимодействия.

Были поставлены следующие задачи:

  • Способствовать активному включению родителей в совместную деятельность.
  • Развивать творческие способности и эстетический вкус детей и их родителей.
  • Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
  • Формировать позитивные, бережные взаимоотношения между детьми и родителями.
  • Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель; родитель – педагог; родитель – ребенок.

Внедрение интерактивных форм взаимодействия – одно из важнейших направлений совершенствования сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.

Интерактивный (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивные праздники – это сюжетное событие, участие в котором вместе с детьми принимают и родители.

К данной группе форм относятся проведение совместных праздников, конкурсов, учебные практикумы для родителей, семейные клубы, театральные гостиные, экскурсии, встречи с интересными людьми и творческими коллективами, круглые столы, совместные проекты.

На первом этапе своей работы, на основе исследований Осиповой Л.Е, была проведена диагностика, которая помогла дифференцировать родителей на три условных группы:

  1. Родители – лидеры (12%), которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители (27%), которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – пассивные наблюдатели (61%).

Данные диагностического исследования помогли сделать вывод, что большинство родителей — это пассивные наблюдатели и наша задача повысить степень участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

Для организации интерактивной деятельности были созданы все необходимые условия в нашем дошкольном учреждении.

Макросреда:

  • театральный зал включает в себя
  • сцену с кулисами и задником для декорации
  • зрительный зал с затемнением и местами для зрителей под интерьер

театра,

  • ширмы для кукольных спектаклей (стационарная и передвижная)
  • гримёрная – костюмерная
  • гардеробную для хранения костюмов, бутафории и атрибутов
  • место для обучения созданию грима и работы над эмоциями у зеркала
  • стеллажи для хранения разных видов театра

Микросреда — это театральные центры в группах:

  • элементы для мобильной организации театрализованной деятельности
  • подвижные подиумы, ширмы, дидактические пособия музыкальные центры;
  • элементы гримёрной и костюмерной для индивидуальной работы и самостоятельной театрализованной деятельности: элементы костюмов, бутафории и атрибутов, зеркало для работы над эмоциями.

Детские праздники и развлечения воспринимаются родителями как развлечения для себя, устраиваемое воспитателем и детьми. И мы вместе с педагогами нашего детского сада решили попытаться изменить такую ситуацию.

Для активного включения родителей в совместную деятельность в своей работе используем нетрадиционные интерактивные формы сотрудничества.

  • Интересная форма работы игры- тренинги для родителей совместно с психологом дошкольного учреждения, на которых родители, так же как и их дети выполняли различные задания, как совместно с ребенком, так и индивидуально (что оказалось сложнее).
  • Театральные мастерские. Совместно с педагогом изостудии, родителями и детьми был проведен цикл мастерских «Сказка своими руками» по изготовлению театральных кукол по сказкам «Ку-ка-ре-ку», «Под грибом», «Стрекоза и муравей».
  • Традиционными стали конкурсы стихов в подготовке которых принимают участие родители (подбирают репертуар, разучивают, читают совместно с детьми)
  • Развивать эстетический вкус детей и родителей через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) помогают театральные гостиные, которым предшествуют совместная деятельность родителей и детей (разучивание стихов и песен, изготовление поделок).
  • Большой популярностью пользуются игровые — интерактивные программы.

В процессе подготовки которых мы активно стали привлекать родителей к изготовлению костюмов, атрибутов, подсказывая идеи, материалы. Особенно удачно это получилось в программе «Путешествие к неведомым мирам» Родители стали активно исполнять роли в играх- драматизациях, театральных постановках ( «Кошкин дом», «Под грибом»).

Мамы гораздо активнее принимают участие в игровых интерактивных программах. Так например, в программе «Я и мамочка моя» участницы и пели и читали стихи, делились своими рецептами, танцевали. Мы попробовали создать такую же программу, с редкими гостями в дошкольном учреждении – папами, у нас получилось, и теперь это одна из наших традиций. И если в начале папы только выполняли несложные задания, то сейчас с удовольствием конструируют «военную технику», читают стихи, поют и делают это с огромным удовольствием.

Расширять представления о традициях родного края, о народных праздниках, развивать чувство сопричастности к народному веселью помогают такие игровые — интерактивные программы, как «Масленичный разгуляй», «Коляда- коляда». В данных мероприятиях родители активные помощники и участники (пекут блины, играют роли ряженных, организовывают катание на лошадях, изготавливают атрибуты).

По окончание интерактивных праздников используем метод рефлексии. Родителям предлагаются карточки- смайлики для анализа эмоционального отношения участников и их отзывов о проведённом мероприятии.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления степени участия родителей в педагогическом процессе, через интерактивную деятельность.

  1. Родители – лидеры (27%), которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители (52%), которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – пассивные наблюдатели (21%).

Из результатов повторного диагностирования видно, процент родителей-исполнителей и родителей- лидеров вырос в два раза, значительно уменьшился процент родителей- пассивных наблюдателей.

В процессе работы было принято решение о создании творческой группы в которую вошли наиболее активные родители. На регулярных собраниях творческой группы решались вопросы по организации мероприятий, распределялись обязанности, роли, разрабатывались сценарии, положения о конкурсах.

Благодаря интерактивным формам организации общения сложились теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Родители получили возможность пересмотреть приёмы и методы домашнего воспитания. Родители убедились в том, что их участие в жизни дошкольного учреждения нужно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребёнка.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год