Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
Педагогика
Автор: Рычагова Елена Сергеевна   
13.09.2015 13:11

Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольникаСинтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника

Психическое развитие рассматривается в культурно-исторической психологии и педагогике как процесс присвоения, или интериоризации социально-культурного опыта, который передается ребенку окружающими его взрослыми в процессе общения и деятельности [Выготский 1956; Леонтьев 1983; Эльконин 1989]. Из этого следует, что музыка так же должна стать средством или предметом общения взрослого с ребенком, а не предметом отдельного обучения, изучения или прослушивания в специально организованной ситуации музыкального занятия. Такое положение возможно только в том случае, если музыка входит в сложившуюся достаточно глубокую и содержательную систему отношений "взрослый – ребенок". В дошкольном возрасте (до пяти лет) такая система может сложиться в детском саду только с теми взрослыми, которые постоянно находятся вместе с детьми, т. е. с воспитателями. Таким образом, музыка должна стать частью повседневной жизни детей и воспитателей в группе. В этом наши убеждения созвучны деятельности специалистов по музыкальному воспитанию дошкольников из Санкт – Петербурга, авторов Примерной образовательной программы «Детство» [Гогоберидзе, Деркунская 2008].

Формирование эстетической функции связано с педагогическими задачами развития: эстетического сознания (проявляющегося в способности дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное); творческих способностей детей в восприятии и оценке прекрасного; собственной творческой деятельности, инициативы.

 

В основе Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») лежит представление о специфике периода дошкольного детства как этапа жизни человека, в который закладываются основы его личности. Это предполагает акцент на ценностных компонентах образования ребенка. Принцип единства аффекта и интеллекта, сформулированный Л.С. Выготским, особенно важен в образовании дошкольника. Вместе с тем, в сложившейся системе работы в детских садах педагоги часто ориентируются на передачу знаний, познавательной информации, которая не связана с живой непосредственной эмоциональной реакцией. Обеднение эмоциональности ребенка-дошкольника чревато тем, что у него не будет сформирована способность к эмпатии – сопереживанию чувствам другого, что является основой собственно человеческого отношения к окружающему, природе и людям. Но как вызвать эмоциональный отклик ребенка? Ответ и прост и сложен одновременно: это возможно сделать только средствами искусства – художественной литературы, изобразительного искусства и, конечно, – музыки.

Именно искусство, вслед за Л.С. Выготским, мы считаем общественной техникой чувства. Мы смотрим на художественное произведение как на «совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции» [Выготский 1987: 8-9].

Важнейшим обстоятельством жизни маленького человека должна быть наполненность его дня не только событиями и впечатлениями (когнитивный компонент), но и радостью и удовольствием, которое ребенок учится получать от познания, созерцания и общения. Это особенно актуально в свете вызовов настоящего времени в виде растущего процента зависимостей разного рода среди подростков и взрослых.

Парциальная образовательная программа «Весёлый день дошкольника» создана как эстетически ориентированная и ориентирующая на творчество программа. Приоритетными направлениями являются эстетически- художественное и развитие речи. Она обеспечивает создание целостной культурно-образовательной эстетической и этической среды образовательной организации [Коренблит 2015 А].

Специфический образовательный ключ, который программа «ВеДеДо» предлагает педагогу – это детская песня. Автор идеи и руководитель программы – композитор, и это отличает ее от других. В основу положено представление о том, что именно песня как синкретическое явление искусства [Петрушанская 1984] позволяет реализовать необходимое содержание образования в естественной для маленького ребенка игровой, веселой, занимательной, эмоциональной форме.

С глубокой древности музыка служила человеку как эффективнейшее средство психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

Музыка (пение) была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечернее домашнее пение и музицирование также были само собою разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения, питания ребенка. Если ребенок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать подлинную музыку, — у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом "вкус", т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Д.К. Кирнарской, ведущим специалистом в области музыкальных способностей, приводится значительный обзор исследований о влиянии музыки на личность и способности человека [2004]. Автор доказывает, что искусство и музыка старше науки и старше мышления: в искусстве человек выражает своё отношение к природе и жизни, в искусстве мысль растворена в чувстве и слита с ним нераздельно. Искусство как творческое самовыражение человека и способ его взаимодействия с миром возникло раньше абстрактного мышления и раньше науки. Человеческий мозг формировался сначала в рамках художества – песен, плясок и ритуалов. Он формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер магическими рисунками; мозг формировался тогда, когда человек слагал стихи и пел песни, и только потом, через многие тысячелетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал законы эволюции живой природы.

По мысли Д.К. Кирнарской, музыка (пение без слов) подготовила инфраструктуру и технологию для возникновения речи, что обосновывается автором в книге "Музыкальные способности" наблюдениями над музыкальной жизнью младенцев до и после рождения.

Д.К. Кирнарской обобщены многочисленные материалы о влиянии музыки на развитие речи детей. Так, по ее данным, Р.Шутер-Дайсон и К.Гэбриэл (Shuter-Dyson, R.; Gabriel, C.), обобщая множество исследований о влиянии интенсивных певческих занятий на развитие детской речи, особо отмечали успехи младенцев, вовлеченных в певческую практику. Эти дети быстрее заговорили, и речь их была сложнее, они сразу же приступили к составлению предложений из трёх слов, в то время как другие малыши подошли к этому этапу лишь через несколько месяцев. М. Кальмар (Kalmar, М.) cообщает об аналогичных опытах с трехлётними детьми, которые занимались пением по системе Кодая. Эксперимент длился три года. Результат показал несравнимо более значительные успехи экспериментальной группы по сравнению с контрольной в вербальном развитии.

Стимулирующую функцию музыка демонстрировала и в других условиях. Например, когда отстающие в навыках чтения дети догоняли своих товарищей с помощью музыкальных упражнений. Так, группа ученых под руководством И.Гурвица (Hurwitz, I.) занималась с плохо читающими детьми-дислексиками, испытывающими затруднения в освоении речи и чтения. В результате музыкальных занятий навыки чтения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной выровнялись. Подошли к уровню нормальных детей, не страдающих никакими речевыми расстройствами. Музыка «вылечила» детей. Вернула развитие их речи в нормальное русло [Кирнарская 2004].

Музыка оказывает психофизиологическое воздействие на организм человека. Физиологический уровень восприятия в музыке осуществляется через внешнюю (физическую) сторону музыкальной формы: смену тембров, направлений мелодического движения и его рисунков (плавный, скачкообразный), динамическую кривую (изменение громкости) и общий характер ритмики. Эмоциональное воздействие достигается общим звучанием в опоре на конкретный физиологический статус организма в момент восприятия и основные физические компоненты безусловного психофизиологического фактора. Охватывая организм в целом, вызывая рефлекторные изменения в нем, музыка обладает способностью вызывать у слушателей необходимые эмоциональные состояния, мысли, представления, психологические установки и действия. [Семенова 2015].

Как отмечает Г.Д. Семенова, каждое даже изолированное музыкальное созвучие вызывает у человека определенную психофизиологическую реакцию: удовольствия или неудовольствия, возбуждения или успокоения, напряжения или расслабления, различные пространственные ассоциации и синестетические ощущения (тяжести или легкости, темноты или света, тепла или холода и т.п.). Разнообразное сочетание этих компонентов в целостных организованных музыкальных структурах значительно раздвигает масштабы целенаправленных оздоравливающих музыкальных воздействий.

Воздействие музыки на эмоциональную сферу не связано, естественно, только с психофизиологическими реакциями. Это сфера духовной жизни человека, она пробуждает чувство прекрасного, образы природы, музыкальные ассоциации, воспоминания, размышления, связанные с ними настроения и переживания восхищения, любви, грусти, радости.

Удивительные свойства музыки связаны со способностью звука действовать и как физический феномен, и как сгусток сложнейшей информации [Назайкинский 1988: 11].

Звуковая форма музыки осиянна смыслом, красотой, гармонией и радостью духовной жизни. В слиянии понимания и душевных энергий рождается смысл – начало духовной жизни человека. Истина, красота, добро – согласие чистых мыслей и светлых сил души [Медушевский 1993: 3]. «Если человек поет или слушает пение – он уже любит, верит, чувствует, выявляет возможности звуковой фантазии, способность организовывать звуки в строй души…» [1993: 29].

Во многих странах мира целебные свойства музыки применяются как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод. В частности, при лечении заикания (З. Матейова и С.Машура. «Музыкотерапия при заикании»). (Общеизвестен эффект коррекции звукопроизношения у дошкольников в процессе пропевания слов.) Но наибольший эффект оказывает все же не изолированное музыкальное воздействие, а синкретичный комплекс приемов художественного воздействия разных искусств, в том числе, фольклора, танца, средств музейной педагогики, вовлечение пациента в со-творческий диалог. В искусстве воплощается одно из отличительных свойств человека — его способность произвольно включать механизмы наслаждения, радости, приятное переживание красоты и гармонии [Семенова 2015]. Воздействие синтеза искусств на человека опирается на свойство восприятия, которое называется синестезией.

Синестезия – феномен восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю и специфичное для данного органа чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом, при этом часто таким, которое характерно для другой модальности. Типичный пример cинестезии – «цветной слух», равно как и звуковые переживания при восприятии цвета, и т.п. [Философский 1999; Коренблит 2015 Б].

Это сложный системный механизм, причем не одноуровнего характера. Различные типы синестезии имеют на генетическом уровне некоторое общее основание, но непосредственные эксплицитные ассоциации и индивидуальные различия между типами синестезии являются результатом влияния иных факторов. Существует, по крайней мере, четыре больших группы: синестезия врожденная, посттравматическая, интоксикационная и связанная с измененными состояниями сознания (ИСС), такими, как медитация, транс, а также с переходами от бодрствования ко сну и ото сна к бодрствованию. [Шон Э. Дэй (Sean A. Day) 2015].

Слово во внутреннем лексиконе занимает центральное положение [Кубрякова 1991]. Связь между фонетической и семантической сторонами слова условна, но не случайна [Баиндурашвили 1978; Рамишвили 1978]. «Звуки оцениваются нами как мягкие и холодные, острые и горячие, звуки соотнесены с цветовой гаммой (синий, темно-лиловый, густо-красный, белый, желто-зеленый), а звук, цвет и смысл составляют триединство, лежащее в основе поэтической (а может быть, и прозаической) речи» [Сорокин 1990: 5]. Ассоциации между звуком и цветовыми ощущениями различаются у носителей разных языков. Например, они не совпадают у лиц, для которых английский язык является родным, и для кого это второй язык [Тамбовцев 1981].

На принципе синестезии в Вальдорфской педагогике широко используется прием соотнесения речевого звука, цвета, музыки и выразительного движения, танца. Это искусство эвритмии. Эвритмия (др. -греч. εὐρυθμία — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи [Википедия; Кирхнер-Бокхольт 2010; Штейнер 1993].

Значение слова как устойчивая зона смысла [Выготский 1956] несет память о коммуникативных ситуациях, в которых оно формировалось. При овладении языковой действительностью и речевыми действиями глобальной характеристикой процесса развития речи является образная связь означаемого и означающего, свойственной всем уровням языка [Шахнарович 2009: 166].

Проявления синестезии при восприятии Слова, Песни – то явление, которое может содействовать усилению влияния каждого из видов искусств на характер восприятия и эмоционального отклика на него человека. Спонтанный отклик ребенка на Песню как синтез Слова и Музыки почти всегда синкретичен. В нем слиты движение (танец), пение, поэзия, художество, эмоция, образная игра, воображение. Продемонстрируем сказанное на примере.

Сценарий развивающего общения

«Что рассказали рыбы?» [а, о, и]

Сюжет песни прост: в море происходит борьба за жизнь, и бессловесные морские животные, оказывается, очень выразительно об этом могут рассказать.

Одинокая акула
Подлетела над волной,
В глубину опять нырнула –
Рыбки нету ни одной!

Пасть акула раскрывала
В жаркий солнечный денёк:
«Я бы окуня поймала,
Ах, как вкусен окунёк!»

Окунь спрятался в корягах,
А акула уплыла.
«Ох-ох-ох! – вздохнул бедняга, -
Жизнь морская тяжела…»

Рядышком дельфин плескался,
Всё мелькали плавники.
Над акулой он смеялся
Громким писком: «Хи-хи-хи!»

Ай-ай-ай, ой-ой-ой,
Хи-хи-хи, ха-ха-ха
Не поймать тебе, акула, окунька!
Обитатели морские все подряд,

Как известно, ничего не говорят,
Но о чём-то думают немножко
И большие рыбы, и рыбёшки.

(Стихи М.Слуцкого из УМК «Игры со звучащим словом».)

Сценарий имеет целью уточнить и закрепить правильное произношение ряда звуков. Подводить к построению связного текста-монолога. Вовлекать в игровое взаимодействие со сверстниками (диалог).

Взрослый побуждает детей к общению, организуя у них на глазах предметно-игровую среду. Ставит тазик с водой, пускает в воду плавающие игрушки – рыбки. Предлагает рыбам уютно устроиться в водорослях (лежа на ковре) и послушать историю, которая произошла в море. Включает фонограмму песни. (Звучит необыкновенно энергично, позитивно, весело.) С согласия детей песня звучит дважды. По желанию подпевают припев, в котором идет игра звукоподражаниями.

Ай-ай-ай, ой-ой-ой,
Хи-хи-хи, ха-ха-ха
Не поймать тебе, акула, окунька!

Взрослый выставляет на панно иллюстрацию к песне. Заинтересовавшиеся дети имеют возможность рассмотреть и обсудить картинку. Воспитатель в процессе общения дает образец связного повествования.

Акула гонится за окунем. Бессловесные рыбы все сумели рассказать о себе. Акула: — А! Сейчас проглочу! Окунь: — О! Спасайся, кто может! А дельфин наблюдает и смеется: — И – Хи! Попробуй догони!

Воспитатель вносит в группу мягкие игрушки: дельфина, рыб. Лоскуты голубой, синей, бирюзовой ткани. Дети имеют возможность нарядиться и вообразить себя морскими обитателями. Поохотиться друг за другом. Привлекателен и таз с водой. Дети с удовольствием пускают плавающие игрушки. Всем радостно. Неоднократно звучит песня.

Занимаясь со старшими дошкольниками, взрослый предлагает детям самим придумать историю о приключениях морских обитателей и записать ее в альбом. Составить из детских рассказов книжку-малышку, иллюстрированную также самими детьми.

Выписка из дневника наблюдений. ДОО «Аистенок», Москва, 2015 г., старшая группа.

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к песне про акулу: — Посмотрите, что происходит на этой картинке.

Илья Б. (6; 0): — Акула хочет съесть. Поймать…

Кристина К. (6; 1): Рыбку.

Соня П. (5; 4) (показывает): — Морская звезда, медуза, какая-то рыбка.

Педагог: — Морской окунь. А это кто?

Соня П. и Кристина К.: — Дельфин.

Педагог: — Можно придумать свои истории, и у нас получится книга.

Илья Б.: — Я хочу.

Педагог: — Как будет называться твоя история?

Илья Б.: — «Акула и рыбы». (Начинает повествование.) Акула голодная. А рыбки спрятались внизу. И они довольны, что ухитрили акулу. А акула голодная и злая.

Кристина К.: — Мой рассказ называется «Хитрые рыбки». Акула была очень голодная и злая. И рыбки боялись ее и спрятались на дне. А дельфин защищал их. А рыбки были счастливы и надеялись, что останутся живыми.

Соня П. хитро улыбается: — А мой – «Акула и рыбки» — называется. Один раз жила акула. Она проснулась ночью и пошла на охоту. Она хотела поймать окуня. А когда окунь оглянулся, акула была рядом. Акула поймала окунька, но окунек смог вырваться. Дельфин отвлек акулу. И окунь уплыл домой.

Маша Д. (5; 9): — И я, и я хочу.

Педагог: — Как будет называться история?

Даша Д.: — «Хитрый дельфинчик». Жил-был хитрый дельфинчик. И он был хитрым, потому что любил прятаться и хитрить. И однажды он встретил хитрую медузу. И когда он ее встретил, медуза начала в ту же самую секунду хитрить. И потом они решили поплыть к жилищу акулы и перехитрить ее. И потом сказали они акуле, что в доме морского ежа есть много вкусных рыбок. Она поплыла к морским ежам. Там были одни морские ежи. И они ее уколили. И потом акула больше не верила тому, кто хитрит.

Илья Б.: — Вот сколько наговорила.

Маша Д.: — Даже бумаги не хватило.

Речь, общение пронизывают все сферы жизни ребенка, все виды деятельности. Участие разных анализаторов, многообразие эмоций и чувств, впечатлений от окружающего создают предпосылки к тому, что Слово становится живым активным инструментом коммуникации, мышления, самоорганизации. Носителем личностного смысла, отражающим богатство и величие самоценного бытия, а Песня — синтез Слова и Музыки — становится неотъемлемой частью Веселого дня дошкольника.

Литература

  1. Баиндурашвили А.Г. Некоторые характерные особенности речевого знака в аспекте проблемы реальности бессознательного психического // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Т. 3. – Тбилиси, 1978. – С. 187 – 198.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  3. Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987.
  4. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  5. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. — М.: Таланты-XXI век, 2004.
  6. Кирхнер-Бокхольт М. Начала лечебной эвритмии. — Товарищество научных изданий КМК, 2010.
  7. Коренблит С.С. Веселый день дошкольника ( «ВеДеДо»): парциальная образовательная программа дошк. образования (разраб. в соответствии с Федеральным гос. стандартом дошк. образования РФ): учеб. -метод. пособие / Под ред. Т.В. Волосовец и Е.А. Ямбурга. – М.: Обруч, 2015 А.
  8. Коренблит С.С. Экология русского языка. Синтез Слова и Музыки. Практико-ориентированная монография. Рукопись. В печати. 2015. Б.
  9. Кубрякова Е.С. Обеспечение речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный. – М..: Наука, 1991. — С. 82 — 140.
  10. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения. Т. 1. – М., 1983. – С. 281 — 303.
  11. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. – М.: Композитор, 1993.
  12. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988.
  13. Петрушанская Р.И. Музыка и поэзия. — М.: Знание, 1984.
  14. Рамишвили Г.В. К вопросу о неосознанной активности языка // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Т. 3. – Тбилиси, 1978. – С. 199 – 201.
  15. Семенова Г.Д. Музыкотерапия и восстановительная медицина в ХХI веке // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 12943, 10. 02. 2006 // http: //www. trinitas. ru/rus/doc/0202/010a/02020106. htm. 2015.
  16. Сорокин Ю.А. Книга о душе ребенка // Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – С. 3 – 6.
  17. Тамбовцев Ю.А. Цветовые соответствия английских гласных фонем у носителей русского языка // Лексико-грамматические исследования (романо-германские языки) / АН СССР, Сибирское отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии; отв. ред.: В.Н. Купреянова. – Новосибирск: Наука, 1981. – С. 74-80.
  18. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФА, 1999.
  19. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Шахнарович А.М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. 2-е изд. – М.: КД «ЛИБРОКОМ», 2009. – С. 148–233.
  20. Шон Э. Дэй (Sean A. Day). Некоторые дополнительные замечания о методах исследования синестезии // http: //www. synaesthesia. ru/sean_a_day. html. 2015.
  21. Штейнер Р. Философия свободы. Основные черты одного современного мировоззрения. — Ереван: Ной, 1993.
  22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

Сведения об авторах:

  • Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
  • Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
  • Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год