Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ
Педагогика
Автор: Литинец Елена Александровна   
16.10.2014 12:08

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУЛитинец Елена Александровна, Заместитель заведующего по УВР МБДОУ № 109 г. Красноярск

Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ

Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для развития детей. Уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Скачать конспект

Проектирование - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социальных.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели.
Цель проектной деятельности:
•    Создание условий для инновационных процессов в ДОУ;
•    Применение педагогических знаний, умений и навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, то есть изменения обстоятельства, изменения самого себя.
Существуют различные типы проектов:
1.    По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенские, практико-ориентированные.
2.    По характеру содержания: включает ребенка и его семью, ребенка и  природу, ребенка и рукотворный мир, общество и его культурные ценности.
3.    По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4.    По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждением культуры, общественной организацией.
5.    По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой (10 – 12 человек), фронтальный (вся группа).
6.    По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор усилий детей в решении проблемы.
Для подготовки педагогов к проектной деятельности ставятся следующие задачи:
•    Развитие навыков планирования (четкое формулирование цели, определение основных шагов по достижению поставленной цели, сроков и средств);
•    Совершенствование навыков сбора и обработки информации (выбор нужной информации и правильное ее использование);
•    Развитие экспертно – аналитических умений (креативность и критическое мышление);
•    Развитие прогностических умений (предполагаемый результат);
•    Формирование позитивного отношения к проектной деятельности (инициатива, энтузиазм, выполнение работы в соответствии с графиком).
Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет  группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
Умение пользоваться проектными методами – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.
Используя эту технологию, педагог работает с детьми поэтапно:
•    Наблюдение за деятельностью взрослого,
•    Эпизодическое участие в ней.
•    Партнерство,
•    Сотрудничество.
При этом используется модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что мы хотели узнать?», «Что мы узнали?».
Затем составляется план тематического проекта.
1.Тема и ее происхождение.
2.Смежные занятия, которые можно изучить в ходе реализации проекта.
3.Необходимые материалы.
4.Вопросы к детям по проекту (соответственно модели).
5.Оценка - что нового узнали дети.
Как оформить проект?
•    Название проекта.
•    Тип проекта.
•    Срок реализации.
•    Число участников.
•    Актуальность (анализ проблемы, определение источника информации, распределение ролей).
•    Цели и задачи.
•    Материально – техническое обеспечение.
•    Описание проекта (модель, оборудование, предлагаемые условия предметно – развивающей среды).
•    План реализации.
•    Ожидаемые результаты (что мы хотели увидеть и получить).
•    Защита проекта – предполагает обоснование процесса проектирования, получение результатов, их оценка.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ. Они выступают активными участниками, а не исполнителями воли отдельных специалистов.
Деятельность в творческих группах, которые создаются при проектировании, помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения, даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию.  Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку развивающегося пространства и себя в нем.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год