Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»
Педагогика
Автор: Горелова Наталия Евгеньевна   
18.03.2019 19:47

Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»Статья «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии в практике педагогов ДОУ»

Современный мир полон самых разнообразных проблем, которые не обходят стороной наших детей. В последнее время отмечается рост детей, имеющих особенности психического или физического развития. Раньше таких детей называли отстающими в развитии, имеющими дефекты развития, инвалидами и т.п., что приводило к стигматизации детей и их родителей. Сейчас введена более корректная терминология – дети с особыми образовательными потребностями и дети с ограниченными возможностями здоровья. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

И такой подход в смене терминологии является правильным. Есть, конечно, условная норма развития, на которую ориентируются педагоги при составлении и реализации образовательных программ, при оценке уровня развития и способностей детей. Но, в отношении детей с особыми образовательными потребностями имеет смысл говорить в первую очередь об индивидуальной норме, о том, что нормально для каждого отдельно взятого ребенка, и, исходя из этого, выстраивать педагогическую работу с этим ребенком. Однако, терминологический аппарат специальной педагогики и психологии меняется медленно, поэтому наряду с современными корректными формулировками специалисты еще используют устаревшие в их контексте «дефекты развития», «патологию развития» и др. Это связано с тем, что основы отечественной специальной психологии и педагогики базируется именно этих «устаревших» терминах, которые были введены еще Л.С. Выготским, К.С. Лебединской, В.В. Лебединским, М.В. Певзнер и др.

Специальная педагогика опирается в первую очередь на индивидуальный подход, ведь каждый ребенок есть индивидуальность, а задача педагога – «научить» ребенка с учетом его индивидуальности, а не вопреки ей. «Особенный» ребенок имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую должен оказывать только специально подготовленный педагог. Профессиональная деятельность воспитателя взаимодействует и с разными видами социально-педагогической, реабилитационной, психотерапевтической, коррекционной и др. видами деятельности, и направленно только к одной цели – помощи ребенку в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

 

Если мы говорим о дошкольных образовательных учреждениях, то дети с ограниченными возможностями здоровья есть практически в каждом детском саду. Какие-то дети имеют уже четко диагностированную специализированными комиссиями «особенность» развития, какие-то дети вызывают у педагогов подозрения. Эти две категории детей в равной степени заслуживают внимания воспитателя как педагога и психолога. И только знание основ специальной психологии и педагогики позволит организовать для них грамотную квалифицированную психолого-педагогическую помощь.

Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья в двойне не легкий труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора, профессионализма. Престиж воспитателя складывается из его культуры и профессиональной компетентности, который постоянно надо подпитывать и совершенствовать.

Так, например, в рамках своей должности я работаю в логопедической группе в детском саду. Все воспитанники в этой группе имеют направление от психолого-медико-педагогической комиссии на обучение в этой специализированной группе по адаптивным программам в соответствии с имеющимися у них и установленными отклонениями в речевом развитии от условной нормы. Без знаний основ дефектологии и специальной психологии я могу осуществлять по сути только присмотр за этими детьми.

Кончено, педагогическое воздействие на «особых» детей базируется и на основе общепедагогических и обще дидактических принципах работы. Но только лишь их использование в работе не обеспечивает коррекционной направленности обучения, которая столь необходима детям с речевыми дефектами. Знание же и умение использовать основы специальной педагогики и психологии, знание особенностей развития детей при том или ином нарушении развития, понимание соотношения первичного и вторичного дефекта, понимание того влияния, которое оказывает патология психического или физического развития на личностное развитие ребенка позволяет грамотно и компетентно организовывать образовательно-воспитательно-коррекционную работу с детьми с особыми образовательными потребностям, которая в итоге будет являться эффективной. Педагог должен понимать психологические особенности и проблемы «особенных» детей, стремление его, тревоги и психические закономерности, уметь направлять, поддерживать, помогать ребенку, помогать преодолеть его проблемы. Должен уметь разбираться в негативных проявлениях «особенного» ребенка, замечать признаки нервозности, агрессивности или наоборот утомляемости ребенка вялости. Если воспитатель правильно организует психолого-педагогическое воздействие это предупредит, появление нежелательных отклонений в поведении ребенка.

Аналогичная ситуация с детьми, в отношении которых педагог имеет подозрения, что у них есть какая-либо патология развития. Эти дети требуют особого внимания со стороны педагога, ведь чем раньше выявлено отклонение, тем проще и быстрее его скорректировать, что является одним из принципов специального образования. Только знание возрастных особенностей детей, закономерностей психического развития в норме и патологии позволяет делать предположения о наличии или отсутствии каких-либо патологий и обращаться к родителям с рекомендацией пройти специализированное обследование для уточнения состояния ребенка.

Важным аспектом в работе педагога является взаимодействие с родителями воспитанников детских садов. Если у воспитателя возникают подозрения, что у ребенка может быть какое-либо отклонение в развитии от условной нормы – он должен поделиться ими с родителем и порекомендовать пройти специализированное обследование с целью уточнения состояния ребенка. И здесь может возникнуть большое количество конфликтов с родителями и вполне обоснованных.

Так, если воспитатель не знает основ специальной психологии и педагогики, не знает точных проявлений различных отклонений, не владеет терминологией, не понимает причинно-следственных связей и т.д., то но просто огорошивает родителя сообщением, например, «Ваш ребенок аутист, пройдите обследование, чтобы это подтвердить». Родитель в смятении, родитель в панике, родитель, в конце концов, оскорблён… И не без причины, ведь его ребенка просто, без причины, обозвали «аутистом».

Для проведения подобных бесед с родителями необходимо полностью владеть информацией, знать терминологию и уметь донести суть до родителя. То есть специалист должен пояснить родителю, что у ребенка имеются некоторые особенности поведения, особенности познавательной и игровой деятельности, которые резко отличают его от других детей и затрудняют его естественное развитие. Специалист должен именно выразить свои подозрения, обоснованные подозрения, а не говорить «У вашего ребенка …, обследуйтесь». Необходимо именно пояснить родителям для чего нужно обследование, и к чему может привести отказ от обследования. А грамотно и компетентно это можно сделать только при условии знания и понимания основ специальной дошкольной психологии и педагогики.

Таким образом, область применения знаний специальной психологии и педагогики не ограничивается только лишь системой специального образования. В идеале, этими знаниями, хотя бы их основами, должен обладать каждый педагог (воспитатель), работающий с детьми. Только тогда возможна организация полноценного инклюзивного образования, а дети с особенностями развития перестанут быть «отсталыми» и «инвалидами», а станут «особыми».

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год