Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
Педагогика
Автор: Степанова Л.А., Лебедева Е. И.   
14.11.2016 16:46

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ – ТЕРАПИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.

  • Степанова Лариса Анатольевна, педагог-психолог МДОУ- детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов.
  • Лебедева Елена Игнатьевна, музыкальный руководитель. МДОУ – детского сада № 41 «Кораблик», Россия, г. Серпухов

Мы живем в ХХI веке, веке мобильных телефонов, компьютеров и высоких технологий, веке стремительного ритма жизни, поэтому проблема здоровья и его сохранения является наиболее актуальной. Здоровье – бесценное достояние всего общества, и, если мы хотим иметь здоровое поколение, необходимо заниматься этой проблемой целенаправленно и систематически.

 

В дошкольный период происходит интенсивное развитие и формирование организма ребёнка, его опорно-двигательного, речевого аппарата, интеллекта и психоэмоционального состояния. В этом возрасте и закладывается основа здоровья ребёнка. В наше время с каждым годом увеличивается число детей, отличающихся эмоциональной неустойчивостью, повышенным беспокойством, неуверенностью, агрессивностью. С целью повысить энергетический запас детского организма, направить его на положительное развитие, адаптировать детскую психику к жизни в современном обществе необходимо дополнять традиционные по структуре образовательные программы инновационными технологиями и методиками.

В своем дошкольном учреждении мы стараемся решать эти проблемы, и арт-терапия помогает нам в этом, а именно улучшить психическое состояние детей и родителей.

В работе с дошкольниками очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Одной из таких форм сегодня стала арттерапия, предоставляющая ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую – либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. Применение арт-методов может помочь ребенку облегчить процесс понимания и осознания своих эмоциональных реакций, дать социально приемлемый выход эмоциям гнева, страдания, страхам и другим негативным чувствам, предоставить материал для интерпретаций и диагностических заключений.

В нашем детском саду арт-терапевтическая работа помогает нам наладить контакт с нашими маленькими детьми, научить лучше понимать и принимать их, ведь практически все техники, используемые в ней, сродни детским играм и детским способам самовыражения, будь то рисование красками, лепка разноцветных гномов или сочинение собственной сказки.

Известные в настоящее время формы и методы арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов коррекции, в других – как средство педагогического воздействия. Педагогическое направление арт-терапии рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. «Арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.

Арт-терапия является одним из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизация основывается на специфике его видов.

Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса – опирается на положение об образе и единстве личности и образа.

Куклотерапия –идентификация с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.

Изотерапия – коррекция посредством изобразительной деятельности дает положительный результат, особенно в работе с детьми с задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушениями слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен.

Либропсихотерапия. Библиотерапия. Сказкотерапия – коррекционное воздействие чтением специально подобранного литературного материала и сочинением сказок.

Кинезетерапия – снятие через танец мышечного напряжения, в результате стресса. Использование танцетерапии, двигательных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения.

Музыкотерапия — метод, который использует музыку в качестве средства коррекции. Музыка – один из важнейших и необходимых элементов нашей жизни. Она существует вне языка. О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Ещё Пифагор, исследуя лечебные свойства музыки, писал: «Музыка может врачевать безумства людей». А Аристотель утверждал, что музыка может влиять на формирование характера человека и через катарсис (очищение) может помочь снять тяжёлые психологические переживания. Исследованиями влияния музыки на организм занимались и в древнем Китае, и в Европе. А вот в России этой проблемой стали заниматься только с конца XIX века русские исследователи И.М. Догель и И.Н. Тарханов. И только в начале XX века великий русский учёный В.М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей.

На данный момент научно доказано, что музыка влияет:

  • на дыхание;
  • на сердечный ритм, пульс, кровяное давление,
  • на температуру тела;
  • снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;
  • может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;
  • помогает улучшить память и обучаемость;
  • помогает активизировать иммунную систему;
  • улучшает подсознательное восприятие символики;
  • помогает побороть страхи и чувство безопасности.

А современные исследования (С. В. Шушарджан, В.И. Петрушин, А.И. Копытин) показали, что музыка помогает ещё снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.

Музыкотерапия делится на 2 вида:

  1. Релаксационная – эта музыка, помогающая расслабиться, успокоиться.
  2. Активизационная – музыка, которая бодрит, активизирует умственную деятельность ребёнка и физиологические процессы в его организме.

В музыкотерапии выделяют 3 направления:

Рецептивная (пассивная) – процесс пассивного восприятия музыки:

  1. коммуникативная – совместное прослушивание музыкальных произведений с целью установления контакта между педагогом и ребёнком;
  2. реактивная – достижение катарсиса (очищения), т.е. эмоциональная разрядка;
  3. регулятивная – нормализация психоэмоционального состояния ребёнка.

Активная музыкотерапия – активное включение ребёнка в музыкальную деятельность:

  1. пение, обучение основам правильного (диафрагмального) дыхания;
  2. музыкально – ритмические движения;
  3. игра на музыкальных инструментах.

Интегративная – синтез музыки и зрительного восприятия:

  1. восприятие цвета под музыки – использование цвета с целью коррекции психофизического и психоэмоционального состояния ребёнка;
  2. восприятие произведений изобразительного искусства под музыки, а также «изображение» музыки в рисунке – музыкальное восприятие в сочетании с активизацией зрительного восприятия оказывает сильное воздействие на ребёнка, позволяет увидеть красоту природы, искусства, развивает чувство прекрасного. Интегративная музыкотерапия сочетает в себе подходы, как рецептивной (пассивной), так и активной музыкотерапии.

Погружение ребенка в мир любого вида искусств – это самое первое познание, которое мягко и радостно познакомит с добром и злом, красивым и безобразным, научит понимать первичный язык человечества. Вот почему так важно использовать игровую здоровьесберегающую методику формирования и развития различных навыков, основанную на принципах и методах арт-терапии. Они предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности дошкольника подняться на высокую ступень своего развития.

Наш опыт показал, что используя в работе с дошкольниками данные методы здоровьесберегающей технологии, помогают способствовать сохранению у детей хорошего настроения, работоспособности, развитию культуры речи, улучшению эмоционального состояния и психических процессов, раскрытию творческих возможностей, формированию нравственных качеств и эстетического отношения к окружающему миру и, самое главное, укреплению здоровья наших детей!

Список литературы:

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб., Лань, 2002. – 366 с.
  2. Петрушин В.И. Музыкотерапия. – М., Владос, 1999. – 255 с.
  3. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М, Антидор, 1998. – 363 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год