Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй»
Педагогика
Автор: Карнаухова Александра Васильевна.   
29.04.2015 17:16

«Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй»«Проектная деятельность как форма взаимодействия с семьёй»

Современные исследователи – психологи (В. П. Бедержанова, О.С. Газман, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров) отмечают: «Дошкольник еще не может быть субъектом, т.е. автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их».

Работа с семьями воспитанников должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция – использование активных и интерактивных форм и методов взаимодействия. Положительных результатов достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания, привлекая их к планированию и организации совместной деятельности, в которой родители — не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

 

Проект является эффективным средством привлечения родителей к образовательной деятельности ДОУ. Конечно, только в зависимости от желания родителей участвовать в жизни детского сада, от общей социальной активности каждого из них, от умения ладить с детьми каждому, можно найти роль «по душе» и по возможностям. Некоторые родители могут ограничиться оказанием помощи своему ребёнку в поиске информации: в энциклопедиях, книгах,

Для того, чтобы родители понимали важность проектов, обязательно нужно провести предварительную работу. Помимо родительского собрания, в нашем ДОУ, мы используем такие формы работы как — «педагогическая гостиная»; дни открытых дверей; открытые практические занятия, папки-передвижки, «логопедическая библиотека», мультимедийные презентации, буклеты.

Для перехода родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ мы разработали проекты, которые способствуют формированию и повышению уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей такие, как «Семейный клуб», «Я и моя семья», «Рука об руку», «Семейные традиции».

Свою работу мы начали с совместного логопедического проекта

«Волшебная роль артикуляционных сказок».

Структура логопедического проекта «Волшебная роль артикуляционных сказок».

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники старшей группы и их родители.

Продолжительность: средней продолжительности.

Сроки реализации: октябрь 2014 –декабрь 2014

Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности.

Направления деятельности:

  1. Просветительское (представление информации для повышения психолого-педагогической, правовой культуры родителей);
  2. Практически-действенное (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, полноценном эмоциональном общении).

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи проекта:

  • Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения
  • Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов
  • Повышение интереса родителей к коррекционному процессу

-Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда».

Актуальность темы:

- необходимость участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Гипотеза проекта: общение педагогов и родителей будет эффективнее, если реализуются следующие условия:

  • участие родителей в планировании совместной деятельности
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ
  • правильно формировать педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей

- создание оптимально комфортной среды развития ребенка через согласование позиций семьи и ДОУ.

Принципы реализации проекта:

  • добровольности;
  • значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);
  • вариативности форм и методов;
  • научности;
  • непрерывности и целостности;
  • комплексности;
  • сотрудничества;
  • постоянства обратной связи;
  • открытости;
  • конфиденциальности.

Формы работы с родителями:

  • педагогическая гостиная;
  • консультации, беседы;
  • развлечения, праздники;
  • открытые занятия;
  • дни открытых дверей;
  • родительские собрания;
  • практикумы;
  • папки-передвижки, фотовыставки, выставки детских работ;
  • обобщение опыта семейного воспитания.

Предполагаемый результат реализации проекта:

  1. Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.
  2. Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда».
  3. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
  4. Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
  5. Осознание коллективом и родителями доминирующей роли семейного воспитания и роли дошкольного учреждения как “ помощника” семьи в воспитании детей.

Проект реализуется в три этапа:

I. Подготовительный этап (1 месяц – октябрь) предусматривает следующие виды деятельности:

  • мини-педсовет для родителей “Детский сад и семья”;
  • опрос-диагностика родителей на тему: «Уровень компетентности родителей в речевом развитии детей»;
  • консультация на тему: «Волшебная роль артикуляционных сказок»;
  • памятки «Строение речевого аппарата»;

II. Основной этап (2 месяц — ноябрь).

  • .практическое занятие «Выполнение основных артикуляционных упражнений»;
  • индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенно группы звуков;
  • памятки «Артикуляционные сказки своими руками»;

III. Заключительный этап (3 месяц — декабрь)

  • Совместное изготовление родителей с детьми мини книжки на тему: «Артикуляционные сказки».
  • Оформление выставки «Артикуляционные книжки — малышки своими руками».
  • Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
  • Награждение участников проекта в различных номинациях.
  • Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
  • Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

Путём анкетирования и индивидуальных бесед с родителями, выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка. Так же родители готовы активно участвовать в коррекционно-развивающем процессе по устранению речевых недостатков детей.

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения родителями и детьми, новых умений и навыков.

Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.

Список использованной литературы:

  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе — журнал Логопед — № 5, 2005.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010
  3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005
  4. Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
  5. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
  6. Фадеева Ю.А., Жилина И.И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. М., 2012
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год