Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование нетрадиционных форм проведения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО
Педагогика
Автор: Цветкова Ирина Владимировна   
05.11.2016 03:13

Использование нетрадиционных форм проведения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в ДООИспользование нетрадиционных форм проведения досуговой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО

Подготовила: Цветкова Ирина Владимировна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №5»

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно-досуговая деятельность», посвященный особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий. Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

 

В МАДОУ «Детский сад №5», согласно плану работы, один раз в месяц проводят культурно-досуговое мероприятие инструктор по физической культуре и музыкальные руководители совместно. В своей работе мы стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию и развитию ребенка и единый стиль работы в целом. Для этого мы:

  1. Совместно определяем цели и задачи проведения культурно-досуговой деятельности на учебный год.
  2. Намечаем тематику досугов, сроки, место проведения, участники и ответственные.
  3. Совместно разрабатываем сценарии и проводим мероприятия.

Основными целями проведения досуга на 2015 – 2016 учебный год являлись:

  • реализация принципа преемственности, обеспечивающего непрерывное развитие и воспитание ребенка;
  • осуществление целостности процесса образования (единство воспитания, обучения и развития) детей дошкольного возраста как совокупности педагогических условий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта обучения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
  • реализация вариативности современного дошкольного образования;
  • становление начальной здоровьесберегающей компетентности, как готовности самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья детей.

При составлении плана-сценария досуга, учитываем следующие моменты:

  • интеграция различных областей;
  • постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
  • чередование различных заданий, видов деятельности: пения, слушания музыки, движения под музыку требующих от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявлении волевых усилий;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
  • по возможности чередование массовых и индивидуальных игр и заданий;
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: у них низкая концентрация внимания, долго не могут сосредоточиться, не слышат указаний педагога или делают вид, что не слышат, при этом очень подвижные, их трудно организовать. Исходя из этого, вполне нормальным является тот факт, что те методы, которые были хороши раньше, сейчас требуют тщательного пересмотра. В связи с этим появилась потребность в использовании нетрадиционных форм проведения досуговых мероприятий с дошкольниками.

Формы культурно-досуговой деятельности могут быть чрезвычайно многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от жанровых особенностей используемого репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. — все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. Вместе с тем существуют некоторые общие моменты, свойственные этим развлечениям.

У нас культурно-досуговые мероприятия проводятся как в помещении, так и на улице. Длительность досуга колеблется от 20 до 40 минут в зависимости от возраста детей. Необходимо также отметить, что досуги проводятся как отдельно по возрастным группам, так и для всех дошкольников одновременно. При проведении таких мероприятий, учитывая возрастные особенности детей, мы мероприятие условно делим на две части. Первая часть совместная, где проходит знакомство с героями, определяются цели и задачи мероприятия, затем во второй части каждая возрастная группа детей с героями отправляются на выполнение поставленных задач. Задачи досуга во 2-ой младшей группе состоят в том, чтобы привлекая ребенка к посильному участию в коллективном и индивидуальном действии, обогащать его яркими впечатлениями, доставлять ему радость в ощущениях собственных движений в играх, забавах, танцах, хороводах.

Детей средней группы необходимо приучать к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, при этом побуждать каждого ребенка к проявлению своих возможностей. Содержание игр и игровых упражнений должно строиться на основе опыта маленького ребенка, его представлениях и знаниях об окружающих предметах, людях, животных. В этом возрасте часто включают игры, где надо выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.

Сегодня нам хочется поделиться опытом проведения некоторых мероприятий, которые проводятся в МАДОУ «Детский сад №5» как «Широкая масленица».

Первая часть мероприятия проходила в музыкальном зале. В гости к ребятам средних, старшей и подготовительной групп пришла Бабушка Рассказушка, которая поведала им о народных традициях, обрядах празднования на Руси этого праздника. Все гости с Бабушкой Рассказушкой водили хороводы, пели масленичные песни, приговоры, заклички, прибаутки, частушки. Во второй части мероприятия, Бабушка Рассказушка со своими помощниками скоморохами, на улице, с ребятами играли в народные игры, слушали народную музыку. Конечно же, в конце мероприятия детей ожидал сюрприз – блины.

В апреле проводилось мероприятие посвященное Дню космонавтики «Дорога в космос» для детей старшей и подготовительной групп. Ребята отправились в путешествие по планетам, где их ждали инопланетяне. На каждой планете проводились разные испытания, которые затрагивали разные образовательные области. Дети пели песни, разученные на музыкальных занятиях, проводились спортивные эстафеты. Командные эстафеты учат детей достигать цели вместе, действовать сообща. Дети учатся соперничать и добиваться победы. Также на мероприятии для детей проводилась викторина на космическую тематику, где дети получили знания о космосе, космических полетах, космонавтах.

Когда в МАДОУ «Детский сад №5» был организован День открытых дверей, проводился досуг «В поисках золотого ключика» для старшей и подготовительной групп, который затрагивал все образовательные области. Сказочный герой Буратино потерял Золотой ключик. На помощь пришла Мальвина с картой, на которой был определен маршрут и ребята с радостью согласились помочь. Ребят прошли серьезные испытания, при этом всегда учитывалась нагрузка детей, в связи с чем, происходило постоянная смена деятельности, после физической нагрузки были музыкальные паузы. Дети были радостными, с удовольствием помогали героям, при этом оказывали помощь друг другу, вместе пели песни, слушали музыку, угадывали мелодии, совместно выполняли танцевальные движения, играли в веселые подвижные игры, что помогло эмоционально разгрузить детей. Благодаря знанию топографических знаков, ребята смогли отыскать «Золотой ключик», которым впоследствии открыли дверь в родной дом — наш детский сад.

Таким образом, исходя из опыта работы, считаю, что досуги с использованием творческих заданий, игр и игровых ситуаций являются эффективным средством воспитания и обучения. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценивать свои знания в действии. В процессе культурно-досугового мероприятия дети получают много новой информации и закрепляют знания, приобретенные ранее на занятиях. Такие мероприятия учат дошколят самостоятельности и организованности, умению согласовывать свои действия с действиями других детей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год