Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
Педагогика
Автор: Пичкалёва Ирина Ивановна   
12.06.2011 05:20

Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПроизошедшие в настоящее время изменения в России (политические, экономические, социальные) привели к тому, что общество перешло от относительной стабильности предсказуемой фазы своей истории к динамической. Стремительное ускорение жизни, нестабильность могут приводить к увеличению разрушительных тенденций, что мы часто наблюдаем в общественной и личной жизни. Перемены не могли оставить без изменений и систему дошкольного образования. В законе РФ «Об образовании»  определены общие требования к содержанию образования: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации… »

Следовательно, огромная ответственность ложится на тех, кто причастен к делу воспитания подрастающего поколения. И передо мной, как педагогом встала задача «завоевать» родителей, выполнив их социальный заказ и заказ государства, то есть воспитать детей,  которые смогут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, обладающих развитым чувством ответственности. А для этого, на мой взгляд, необходимо в детях развивать креативность.  Психолог Э. Фромм предлагает следующее определение понятия креативности: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». По мнению ученых Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, Л.А.Венгер и других именно период дошкольного детства является сензитивным в формировании творческой направленности личности. А расположенность к творчеству, как  указывает психолог Н.С. Лейтес,  является высшим проявление активности человека. В.С. Шубинский приводит перечень качеств творческой личности, среди которых важное место занимают: умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное. Все это происходит в процессе коллекционирования.
Коллекционирование, как средство развития креативности у детей дошкольного возрастаПочему коллекционирование?
Во-первых, в детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску,
во-вторых, коллекционирование расширяет кругозор детей,
в-третьих, занимаясь общим делом, дети преодолевают многие проблемы во взаимоотношениях между собой.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития креативности у детей. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания.
В программе «Радуга» авторы обращают внимание педагогов на наличие в группе материалов активизирующих познавательную деятельность детей и необходимость создания коллекций. Но, к сожалению, в программе даны лишь примерные темы коллекций, а содержание деятельности и этапы работы  с детьми не раскрываются. Изучение опыта работы педагогов г. Владимира ДОУ №89, статьи Н. Рыжовой «Как стать коллекционером» помогли мне спланировать свою деятельность по организации коллекционирования.
Цель: развитие креативности у детей дошкольного возраста через коллекционирование
Задачи:

  • - создать условия для развития детского коллекционирования
  • - развивать любознательность и познавательную активность детей
  • - учить детей находить решения в нестандартных ситуациях
  • - способствовать развитию творческих навыков у детей дошкольного возраста
  • - учить детей наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное

В работе  по организации коллекционирования опиралась на:  

  • - технологию  игрового обучения, так как эта технология определяется естественной потребностью дошкольника;
  • - технологию проблемного обучения, которая предполагает создание проблемных ситуаций (под руководством педагога) и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

В своей педагогической деятельности основывалась на принципах:

  • - личностно-ориентированного подхода;
  • - системности;
  • - доступности;

Вся работа проходила в три этапа:
1этап – адаптация приема коллекционирования:
- накопление запаса конкретных представлений о коллекционировании у детей и родителей;
- включение коллекций в организацию совместной деятельности с детьми
2 этап – создание условий для развития детского коллекционирования и реализации его развивающих функций:
 -организация «насыщенной» развивающей среды для решения познавательных задач и поддержанию интереса к процессу коллекционирования;
- побуждение детей к получению информации об объектах коллекционирования;
3 этап – организация собственных выставок и коллекций детей
- привлечение родителей в процесс творческой деятельности детей
Формы работы с детьми и родителями:
-анкетирование родителей
Цель: изучение отношения родителей к этому виду познавательной деятельности
- консультация для родителей направленная на формирование положительного отношения родителей к коллекционированию
- встречи с интересными людьми (коллекционерами из числа родителей и сотрудников детского сада)
Цель: вызвать у детей интерес к коллекционированию
- посещение тематических выставок в художественном колледже и выставочном зале Художественного музея города
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире
- организация мини лаборатории в группе
Цель: знакомство детей со свойствами некоторых предметов, материалов и обсуждение возможности их дальнейшего применения.
- чтение художественно познавательной литературы, энциклопедий, просмотр видеофильмов
Цель: знакомство детей с разнообразными способами получения информации  
- индивидуальные беседы с детьми по интересам
Цель: поддержка и развитие детских интересов
-организация выставок коллекций детей в детском саду
Цель: развитие творческих и коммуникативных навыков детей в оформлении своих коллекций
Достоинством работы по коллекционированию можно считать его интегрированность, так собранные детьми  коллекции использовались и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по формированию математических представлений, и на занятиях по ИЗО деятельности и конструированию, ну и конечно  на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Проводимая работа с детьми по коллекционированию способствовала развитию таких важных качеств  творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

 

Пичкалевой И. И.
воспитателя 1 кв. категории
МОУ «Начальная школа - детский сад №21»

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год