Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Педагогика
Автор: Горбунова Тамара Викторовна   
17.09.2016 22:02

Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленностиРабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»

1 раз в неделю (всего 37 часов непосредственной образовательной деятельности)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Аленький цветочек» Горбунова Тамара Викторовна Ноябрьск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Скачать конспект

МБДОУ "Аленький цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В учреждении функционирует 16 разнопрофильных групп: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для частоболеющих детей, для детей с задержкой психического развития и детей имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии «Особый ребенок».

Старшую группу компенсирующей направленности № 8 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз, плосковальгусные стопы и др. Основное требование к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, предъявляемое воспитателю в этой группе — реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы. Одним из основных условий при проведении непосредственно образовательной деятельности является смена статического положения, самомассаж, массаж стоп.

При составлении рабочей программы по разделу «Развитие речи» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме содержания психолого-педагогической работы образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования города Ноябрьск.

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» / (Н. О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; научный руководитель А.Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н.В. Федина) — М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–М: МОЗАИКА-Синтез, 2005;
  • В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методические

рекомендации).

  • В. В. Гербова «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации).
  • А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006

(методические рекомендации).

Программа рассчитана на 37 часов в год (1 раза в неделю), их длительность составляет 20 -25 минут.

Программой предусмотрено проведение: практических работ – 33; контрольно-диагностических – 4.

Содержание этой программы направленно на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности
  • проявлять интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками
  • активно использовать в процессе общения развёрнутые повествовательные высказывания, вводить элементы описания

-анализировать простые трёхзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и

согласные звуки;

  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию
  • обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счёт: отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношениях объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков; употребления названий обследовательских действий; рассказов об участии в экспериментировании; комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки; обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов; названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности; названий страны, города (села), символов государства и др.
  • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов
  • правильно использовать сложные случаи грамматики
  • чисто произносить все звуки родного языка
  • оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам
  • использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей, об их эмоциональных состояниях
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям.

В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:

  • расширить знания детей об особенностях природы севера
  • наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях
  • знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи
  • знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние
  • узнавать и называть растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина)
  • деревья (ель, сосна, береза, осина)
  • травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица)
  • ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор). -узнавать и называть животных, обитающих на Ямале
  • 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица
  • знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи)
  • подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы
  • знать животных и растения Ямала занесенных в Красную книгу
  • называть коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы
  • формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысле
  • знать природные богатства Севера: нефть, газ
  • иметь представление о труде людей нашего города.

Эти задачи включены в 6 часов непосредственно образовательной деятельности, как ее часть и 1 час как 100% их реализация.

В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих следующих задач:

  • продолжать учить рассказывать последовательность выполнения физических упражнений, направленных на укрепление костно-мышечного аппарата
  • продолжать учить детей в процессе речевого общения передавать личный опыт о соблюдении правил по сохранению и укреплению собственного здоровья, в том числе костно-мышечного аппарата

Данные задачи реализуются в форме специальных коррекционных игр и игровых упражнений.

Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно:

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о ЗОЖ)

«Физическая культура» (формирование необходимых двигательных навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и усовершенствование организма)

«Социализация» (развитие первоначальных представлений социального характера и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственных физических возможностей в процессе трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширении кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)

Программа предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.

При проведении непосредственно образовательной деятельности используются такие формы работы, как: рассматривание, показ настольного театра с игрушками, театрализованная игра, режиссерская игра, дидактическая игра, чтение, проективная деятельность, интегративная деятельность, коррекционное плавание, игра, игровое общение, наблюдение.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) по выявлению уровня сенсорного развития ребенка и уровня сформированности представлений об окружающей действительности с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д.

Требования к результатам освоения ребенком раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» представлены следующим образом, а именно:

- по определению уровня развития свободного общения со взрослыми и детьми: ребенок активно использует средства языковой среды для общения со взрослыми и сверстниками; проявляет интерес к социальным событиям, обсуждает их, знаком с правилами поведения в общественных местах, старается их выполнять; с желанием приглашает сверстников в игру, понятно ставит игровую задачу; самостоятельно проявляет гуманные чувства, замечает затруднения окружающих, старается помочь, умеет налаживать отношения с другими людьми, учитывает пожелания сверстников, может распределить работу.

Данные требования полностью соответствуют промежуточным и итоговым результатам освоения содержания раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» общеобразовательной программы. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, апрель), его результаты фиксируются в таблице.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.
  • Тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности.
  • Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности.
  • Список использованной литературы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

  1. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–-М: МОЗАИКА-Синтез, 2005
  2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методические рекомендации).
  3. В. В. Гербова «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации).
  4. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006 (методическое пособие).
  5. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» М.: 1991 (программа и методические рекомендации).

Демонстрационный и раздаточный материл:

  1. В. В. Гербова «Набор демонстрационных картин. Развитие речи» М.: Мозаика – Синтез, 2006, 2005.
  2. В. В. Гербова. Картинный материал: «Детские забавы», «Виды спорта», «Труд взрослых», «Труд на селе», «Серия сюжетных картин».
  3. Учебно-игровое пособие «Найди по описанию», «На птичьем дворе», «Назови слово», «Кто что ест», «Цепочка слов», «Узнай сказку по картинке» ООО «Корвет» С.-Пт., 2005
  4. Т.Б. Филичева, А. Р. Соболева «Развитие речи дошкольника» (методическое пособие с иллюстрациям).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год