Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
Педагогика
Автор: Алекинова Ольга Владимировна   
23.09.2011 20:02

Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материалаВ данной статье раскрывается актуальность проблемы творчества. Были обозначены этапы организации совместной деятельности взрослого и детей. А также выделены необходимые условия для реализации творческой деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала.

Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в дошкольном возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в продуктивных видах деятельности.
Философы и психологи подчеркивают, что творчество в любой области человеческой деятельности – это создание объективно нового, ранее не создаваемого произведения. Специфика детского творчества состоит, прежде всего, в том, что создавать объективно новое ребенок по целому ряду причин (отсутствием определенного опыта, ограниченность необходимых знаний, навыков и умений и др.) не может. И, тем не менее, детское творчество имеет объективное и субъективное значение. Объективное значение детского творчества заключается в том, что в процессе деятельности и в ее результате ребенок получает такое разностороннее развитие, имеющее огромное значение для его жизнедеятельности, в котором заинтересована не только семья, но и наше общество. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисуя, вырезая, наклеивая, ребенок создает нечто субъективно новое, в первую очередь для себя. Продукт его творчества не имеет общечеловеческой новизны. Но субъективная ценность как средство творческого роста значима не только для конкретного индивида, но и для общества. [3]


А.А. Волкова писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того чтобы успешнее развивать в нем творчество.[2]
И.Я. Лернер, включая в содержание образования ребенка опыт творческой деятельности, определяет такие её черты:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
- видение проблемы  в стандартной ситуации;
- видение новой функции предмета (объекта);
-способность к альтернативным решениям;
- видение структуры объекта;
- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить. Но этот процесс отличается от привычного обучения.[4]
Анализ исследований позволяет нам рассматривать творчество как качественное личностное образование, развивающееся в процессе овладение ребенком собственной деятельностью, в результате накопления опыта творчества.
Важная роль в формировании творчества у детей старшего дошкольного возраста на наш взгляд принадлежит деятельности по созданию учебно-дидактического материала. Так как возможности и преимущества данного вида деятельности очевидны: сама деятельность направлена на решение задач проблемного характера и предусматривает высокую степень активности и самостоятельности, обуславливающую появления у ребенка творческой позиции.
Работа по созданию учебно-дидактического материала является продуктивным видом деятельности. Дидактический материал не столь сложен по своему содержанию и техническому оформлению, может быть изготовлен в совместной деятельности воспитателя и ребенка. Такая форма организации совместной деятельности на равных началах (и взрослого и. детей) используется всякий раз, когда педагог уверен, что у ребят имеется достаточный багаж знаний, умений, опыта. Принимая участие в изготовлении дидактического материала, старшие дошкольники вырезают формы, делают выкройки для конструктивных поделок из бумаги, изготавливают наглядный материал для занятий по счету (вырезают фигурки, делают счетные карточки). В результате работы дети проявляют изобретательность и оригинальность в создании реального продукта.
Мы считаем, что важным условием формирования детского творчества является овладение навыками  ручной умелости, усвоение знаний об окружающем мире, используемых в процессе создания учебно-дидактического материала.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок хорошо владеет приемами вырезания, наклеивания, внимание его направляется на создание разных по форме, величине, окраске комбинаций, что приводит к новым, оригинальным результатам, стимулирует творческое отношение к работе. Это возможно только тогда, когда воспитатель умело, регулирует и применяет на занятиях наиболее эффективные методы обучения, когда задания даются не только в готовом виде, но чаще требуют от детей активного, созидательного, а не репродуктивного применения усвоенных знаний и умений.[1]
Из выше сказанного хочется отметить, что ребенок не может усвоить опыт творчества самостоятельно, поэтому именно взрослый является носителем и передатчиком всех знаний и умений.
Анализ исследований (Блехер, Коротковой Н.А., Дороновой Т. Н.) по рассмотренной проблеме дает нам основания определить следующие требования к дидактическому  материалу и условия для организации совместной деятельности по созданию дидактического материала.
Педагогические требования к дидактическому  материалу:
1) дидактический материал должен содействовать развитию ребенка,
2) дидактический материал должен отвечать требованию динамичности (должен побуждать ребенка к разнообразным действиям с ним),
3) дидактический материал должен быть соответствующим образом оформлен (привлекательное красочное оформление, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус),
4) дидактический материал должен соответствовать ряду гигиенических требований (требование безопасности превыше всего),
5) должен содействовать полоролевой идентификации (дидактический материал следует подбирать с учетом гендерных различий дошкольников),
6) учитывать возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста (должен содействовать развитию ребенка),
7) соответствовать программному содержанию.
В нашей работе были разработаны этапы организации деятельности по созданию дидактического материала:
I. Мотивационный.
Предполагает соучастие детей в совместной деятельности со взрослым по созданию дидактического материала и направлен на стимулирование потребности в создании дидактического материала.
II. Деятельностно - обучающий.
Предполагает совместную деятельность взрослых и детей как равноправных партнеров, направлен на формирование мотивов и умений целенаправленно осуществлять деятельность по созданию дидактического материала.
III. Реализации.
Предполагает реализацию творческой позиции в совместной деятельности по созданию дидактического материала и направлен на создание условий, обеспечивающих проявление творческой позиции.
Для реализации данных этапов нами созданы  следующие психолого-педагогические условия:
1)    Организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый» для развития ручной умелости;
2)    Организация предметно-развивающей среды ДОУ для разных видов деятельности;
3)    Организация коллективных и индивидуальных форм работы детей на занятиях по созданию учебно-дидактического материала.
4)    индивидуально - дифференцированный подход к детям.
Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта творчества, накопленного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личной культуры. При этом степень проявления творчества как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности и выполнения функций ребенка в этом процессе.


Литература:
1) Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. – М.: Просвещение, 1988. С. 4
2) Волкова А. А. Дошкольное воспитание. 1933 №7-8.
3) Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., мозаика-синтез., 2005. С. 5
4) Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981. С. 52.

Автор: Алекинова Ольга Владимировна – заместитель заведующего
МДОУ детский сад № 73 «Дельфин»г.Тольятти

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год