Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания
Педагогика
Автор: Мальцева Людмила Владимировна   
12.08.2014 00:21

Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитанияОрганизация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д. Однако, такой подход носит фрагментарный, эпизодический  характер: логические  задания практикуются лишь на отдельных занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи или конструированию.
Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

 

Скачать конспект

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.
Метод проектной деятельности не является принципиально новым. Он был разработан в начале 20-го столетия американским философом, психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859 – 1952). По мнению Д. Дьюи, обучение должно строиться « на активной основе через целесообразную деятельность в соответствии с их личными интересами и личностными ценностями. Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой , прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых.
Так что же такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне  это надо  и  где  и как  я  могу  эти знания  применить»  - вот основной тезис  современного понимания метода проектов.
Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
По сути своей, это перспективное планирование занятий по познавательному развитию, включающее в себя все возможные виды детской деятельности, объединенные одной темой.

Проект  - это пять  «П»:

Спецификой проекта является его комплексный  характер, т.е., проектная деятельность  позволяет интегрировать  образовательные области  в свете современных требований («Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество»)
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности.
Задачи развития:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
Классификация проектов, используемых в работе ДОУ.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1.    исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.    ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.    информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.    творческие(оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
•    комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
•    межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
•    творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
•    групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
•    индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
•    исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности( в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).
План работы воспитателя по подготовке к проекту:
1. Постановка цели проекта (исходя из интересов детей)
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, дети обсуждают план с родителями.
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта).
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор (накопление материала).
6. Включение в план-схему занятий, игр и других видов деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта (разнообразные формы представления).
Этапы  реализации проектной деятельности:
1.ВЫБОР ТЕМЫ (источники могут быть разные: события, праздники, даты, явления, предметы,  и т. д.) КЛЮЧЕВЫЕ  ВОПРОСЫ : Что мы знаем? Что хотим узнать?
2.СБОР СВЕДЕНИЙ  ключевой вопрос: Что мы узнали?
Создание условий для познавательной деятельности в разных формах: литература, предметы, опыты, эксперименты, встречи, экскурсии, телефонные звонки и т. д.
3.ВЫБОР ПРОЕКТОВ обсуждается вместе с детьми. Ключевые вопросы: Почему этот проект выбираем? Что хотим получить в конце? Что необходимо для реализации?
Предложить варианты. Их обсудить. Сделать выбор. Наметить шаги для реализации, распределить роли, план деятельности.
4.РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ Необходимо создать условия для реализации. Участие детей в разных видах деятельности. Ключевые  вопросы: Что мы делаем с тем, что узнали? Что получается? Что не получается? Что еще нужно?
Ответ – практический. Создание нового продукта: праздник, спектакль, благотворительное дело, газета, книга, практическое дело и т.д.
5.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ Ключевой вопрос: Что получилось?
Некоторые проекты – «самопрезентующиеся» - спектакли, концерты, в которых дети участвую в разных ролях. Но необходимо участие детей и в организации: где, когда, кого пригласить, какие сделать билеты? Для других  - необходимы специальные формы: выставки, в которых дети участвуют как экскурсоводы, авторы изделий…
Правила для педагогов при работе над проектом:
1.    Глубоко изучите тему проекта;
2.    При составлении плана работы с детьми над проектом поддерживайте детскую инициативу;
3.    Заинтересуйте каждого ребенка тематикой проекта, поддерживайте его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4.    Создавайте игровую ситуацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик;
5.    Вводите детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6.    Ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7.    Последовательно и регулярно работайте над проектом.
8.    Создавайте атмосферу сотворчества.
9.    Используйте индивидуальный подход.
10.    Творчески подходите к реализации проекта, ориентируйте детей на использование накопленных знаний, впечатлений.
11.    Привлекайте родителей: информируйте их о тематике проектов, сроках и содержании каждого этапа, предлагая  конкретное участие соблюдайте  добровольность, вызывайте чувство успешности, благодарите.

Т.о., метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для подготовки материалов также  были использованы Интернет-ресурсы (сайты для педагогов и воспитателей)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год