Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогическая статья "Технология проектирования в детском саду"
Педагогика
Автор: Мячикова Ирина Анатольевна   
20.03.2015 10:42

Педагогическая статья Технология проектирования в детском садуПедагогическая статья "Технология проектирования в детском саду"

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-умственное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Одним из таких средств являются проекты. Проекты выстраиваются по принципу ненасильственного развития, в нем учитываются возрастные особенности, интересы и предпочтения детям.

Проекты — это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации. Работа над проектом имеет большое значение для развитие познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Для ребенка характерна жажда жизни, обогащенная яркими образами окружающего мира. Проект может носить как индивидуальный, так и групповой характер.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого объединяются в одно целое. По продолжительности проекты могут быть краткосрочными и длительными.

Технология проектирования способна творить чудеса, превращая повседневную деятельность с детьми в праздник творчества. От имени детей хорошо сказал педагог Чарльз Беббидж:

Я услышал и забыл.
Я увидел и запомнил.
Я сделал и понял.

В ходе проекта реализуется «Я-концепция», как одно из важнейших достижений формирования личности. В рамках проекта дети вовлекаются в активную практическую деятельность через решение проблемных ситуаций, в которых всегда присутствует «феномен удивления». Итогом проекта является совместное с детьми оформление газет, фотостендов, поделок, рисунков, презентаций.

Проект помогает сориентировать ребенка на стремлении решать возникающие проблемы самостоятельно, делает дошкольников активными участниками учебного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает все вышеперечисленные условия для формирования социальной компетентности. Преимущество ее перед другими видами деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта.

Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не только учить, сколько помогать ребенку осваивать окружающий мир, находить смысл совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижению, приобретать качества социально-компетентного человека. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Педагог не только способствует развитию компетентности, связанной с данными интересами, но и выявляет мотивацию родителей и детей для поддержания увлеченности этой деятельностью. Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

«Экошина лаборатория» (Царица-вода) — под таким названием был разработан совместный проект детей и родителей в нашей группе.

Перед созданием проекта была поставлена цель: создать условия для развития познавательных и образовательных способностей детей в процессе разработки проекта. Проект поставлен на формировании у детей элементарных представлений о воде:

  1. Выявление свойств, качеств воды, снега, льда;
  2. Вода не имеет собственного вкуса, запаха;
  3. Вода жидкая, может течь;
  4. В воде некоторые вещества растворяются;
  5. Вода не имеет формы;
  6. Вода может быть в трех состояниях: вода, пар, лед.

В помощь к реализации проекта были разработаны основные направления:

  1. Занятия: «Узнаем, какая вода», «Водяные следопыты», «Царица-вода».
  2. Беседы: «Для чего нужна вода», «Вода вокруг нас», «Круговорот воды в природе».
  3. Подпроекты: «Путешествие капельки», «Красота Воды».
  4. Наблюдения: «Делаем цветные льдинки», «Как лед превращается в воду», «Теплая и холодная вода».
  5. Праздники с родителями: «Что мы знаем о воде»...
  6. Диагностика «Блок-вода».

Стихи, загадки, считалки, пословицы, представлены в разделе «Художественное слово». Была проведена предварительная работа:

  1. Чтение стихов «Дождик», «Снежинка»,...
  2. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Снежинки танцуют»....
  3. Разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминуток: «Лед», Снежок», Снежный ком»....
  4. Дидактические игры: «Лягушка», «Что растет в воде», «Мы — водные жители»...
  5. Альбомы: «Вода в природных явлениях», «Кому нужна вода»...
  6. Праздники: «Добрая вода», «Праздник чистюль»... В конце проекта презентация «Байки от водяного».

Для реализации проекта в группе создана лаборатория неживой природы. Она организована с целью обогащения представлений детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении. Оснащена лаборатория совочками, формочками, бросовым материалом, инвентарем для экспериментов, и главный атрибут лаборатории — игровой персонаж — Экоша. С его помощью дети узнали, что обыкновенная вода — удивительное вещество. Она может быть бесцветной, а может быть и цветной. Из безвкусной — превратиться в сладкую или горькую, потому что вода умеет растворять другие вещества. У воды может быть температура.

Результатом работы лаборатории стало не только обогащенное представление детей об объектах неживой природы (воды). Но и освоение простых форм наглядно-действенного и нагляднообразного мышления.

Результатом этого проекта стало следующее:

  • вовлечение родителей, воспитанников в проектную деятельность
  • овладение обобщающими понятиями
  • проводить опыт, анализировать вывод.

Анализ проведенной совместной проектной детско-взрослой деятельности позволил сделать следующие выводы:

  • участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей
  • умственно-ориентированная деятельность помогла детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру
  • совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год