Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный калейдоскоп»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Мальцева Мария   
02.08.2015 00:53

Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный калейдоскоп»Рабочая программа по хореографии. «Танцевальный калейдоскоп»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №145» советский район

(возраст детей от 4 до 7 лет)

Составитель: педагог дополнительного образования – хореограф Мальцева М.В. г. Воронеж

Пояснительная записка.

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявля-ют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полно-ценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.

 

Скачать план

Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в МБДОУ, определяется через выбор хореографического направления. Так как данное до-школьное учреждение определяет главным принципом своей педагогической деятельно-сти — нравственно-патриотическое воспитание, то и вся программа строится в основном на обширном изучении русского народного танца, наиболее понятного и доступного де-тям дошкольникам.

Программа «Танцевальный калейдоскоп» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способство-вать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слу-шать музыку и передавать в движении ее образное содержание.

Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют раз-витию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.

Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными воз-можностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармо-ничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.

Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и пони-мать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тре-нировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Заня-тия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамот-ной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.

Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длитель-ный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На за-нятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнооб-разным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят раз-вивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.

Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепо-щенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудо-любие и терпение.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосоз-нания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходи-мо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.

В основу данной программы положен богатейший опыт великих мастеров танца, теоретиков, педагогов – практиков – А.Я. Ваганова, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко и др.

Программа «Танцевальный калейдоскоп» рассчитана на три года обучения и реко-мендуется для занятий детей с 4 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовитель-ной группе 2 раза в неделю, в средней 1 раз в неделю. Длительность занятий: средняя группа – 20 мин., старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин. Диагно-стика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь), итоговая (май).

Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстети-ческому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навы-ки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Вы-явить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографи-ческого искусства.

Задачи:

  1. обучающая — научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, осно-вам классического, народного и детского – бального танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
  2. развивающая – развитие музыкальных и физических данных детей, образного мыш-ления, фантазии и памяти, формирование творческой активности и развитие интере-са к танцевальному искусству;
  3. воспитатывающая –воспитание эстетически – нравственного восприятия детей и любви к прекрасному, трудолюбия, самостоятельности, аккуратности, целеустрем-ленности в достижении поставленной цели, умение работать в коллективе и в пар.

Содержание программы.

1. Вводное занятие.

На данном занятии дети узнают, что такое танец. Откуда идут его истоки? Как овладева-ют этим искусством? Узнают о том, как зародился танец, какие бывают танцы, в чем их отличие. Знакомятся с тем, что необходимо для занятий танцем (танцевальная форма, обувь). Чем дети будут заниматься на протяжении трех учебных лет.

2. Партерная гимнастика.

Партерная гимнастика или партерный экзерсис. Экзерсис в хореографии является фунда-ментом танца. Экзерсис бывает партерный, классический, народно-характерный, джазо-вый и в стиле «модерн». Что такое партерный экзерсис и зачем его надо выполнять? П.э. — это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Эти упражнения также способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают вырабатывать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.

Для этих занятий необходимы мягкие коврики, на которых будет удобно заниматься на полу.

3. Упражнения на ориентировку в пространстве.

Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построе-ниями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.

4. Упражнения для разминки.

Данный раздел поможет детям подготовиться к началу занятия, разовьет у ребенка чувст-во ритма, умение двигаться под музыку. Послужит основой для освоения детьми различ-ных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе «Танцевальный калейдоскоп».

5. Народный танец.

В данном разделе тети будут знакомиться с элементами народного танца: позициями и положениями рук и ног, с различными танцевальными движениями, познакомятся с тан-цевальными перестроениями. Каждый учебные год внесет свои изменения в процесс ос-воения материала. С каждым годом он будет более насыщенный и сложный. После освое-ния комплекса различных движений дети будут знакомиться с танцевальными комбина-циями, построенными на данных движениях. А из этих комбинаций в дальнейшем будут составлены и разучены тренировочные танцевальные этюды. Занятия народным танцем позволят детям познакомиться с основами актерского мастерства, помогут, развить в них более раскрепощенную личность.

6. Классический танец.

Классический танец – основа всей хореографии. Он поможет детям познать свое тело, научиться грамотно, владеть руками и ногами, исполняя тот или иной танцевальный эле-мент. На занятиях классическим танцем, дети познакомятся с основными позициями рук и ног, различными классическими движениями (battement tendu, demi plie и др.), познако-мятся с квадратом А.Я. Вагановой. с каждым учебным годом к более простым танцеваль-ным движениям будут добавляться более сложные. В финале ознакомления детей с дан-ным разделом им предлагается разучить танцевальные этюды.

7. Бальный танец.

В раздел «бальный танец» включены такие танцевальные элементы как: подскоки, par польки, par вальса, полонеза. Дети научаться держать корпус и руки согласно тому време-ни, к которому относятся исполняемые танцевальные движения, постараются перенять манеру исполнения танцев того времени. Во время занятий бальным танцем большое внимание будет уделяться работе в паре, что имеет большое значение для данного вида искусства. На этих занятиях могут быть использованы различные атрибуты, например: веера, шелковые платочки, шляпы и др. Также как и после знакомства с предыдущими разделами детям предлагается изучить и исполнить этюды «Полька», «Вальс», «Чарль-стон».

Тематический план.

Средняя группа.

(занятия проводятся 1 раз в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

  1. Вводное занятие.
  2. Партерная гимнастика:
  • упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стоп
  • упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага
  • упражнения для улучшения гибкости позвоночника
  • упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра
  • упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава
  • упражнения для исправления осанки
  • упражнения на укрепление мышц брюшного пресса.

3. Упражнения на ориентировку в пространстве:

  • игра «Найди свое место»
  • простейшие построения: линия колонка
  • простейшие перестроения: круг
  • сужение круга, расширение круга
  • интервал
  • различие правой, левой руки, ноги, плеча
  • повороты вправо, влево
  • пространственное ощущение точек зала (1, 3, 5, 7)
  • движение по линии танца, против линии танца.

4. Упражнения для разминки:

  • повороты головы направо, налево
  • наклоны головы вверх, вниз, направо, налево, круговое движение головой, «Уточка»
  • наклоны корпуса назад, вперед, в сторону
  • движения плеч: подъем, опускание плеч по очереди, одновременно, круговые движения плечами «Паровозик», «Незнайка»
  • повороты плеч, выводя правое или левое плечо вперед
  • повороты плеч с одновременным полуприседанием
  • движения руками: руки свободно опущены в низ, подняты вперед, руки в сторо-ны, руки вверх
  • «Качели» (плавный перекат с полупальцев на пятки)
  • чередование шагов на полупальцах и пяточках
  • прыжки поочередно на правой и левой ноге
  • простой бег (ноги забрасываются назад)
  • «Цапельки» (шаги с высоким подниманием бедра)
  • «Лошадки» (бег с высоким подниманием бедра)
  • «Ножницы» (легкий бег с поочередным выносом прямых ног вперед)
  • прыжки (из 1 прямой во вторую прямую) с работой рук и без
  • бег на месте и с продвижением вперед и назад.

5. Классический танец.

  1. Постановка корпуса.
  2. Положения и движения рук:
  • подготовительная позиция
  • позиции рук (1, 2, 3)
  • постановка кисти
  • отличие 2 позиции классического танца от 2 позиции народного танца
  • раскрывание и закрывание рук, подготовка к движению

3. Положения и движения ног:

  • позиции ног (выворотные 1,2, 3)
  • demi plie (по 1 позиции)
  • relleve (по 6 позиции)
  • sotte (по 6 позиции)
  • легкий бег на полупальцах
  • танцевальный шаг
  • танцевальный шаг по парам (руки в основной позиции)
  • перенос корпуса с одной ноги на другую (через battement tendu)
  • реверанс для девочек, поклон для мальчиков.

4. Танцевальные комбинации.

6. Народный танец.

1. Положения и движения рук:

  • подготовка к началу движения (ладошка на талии)
  • хлопки в ладоши
  • взмахи платочком (дев.), взмах кистью (мал.)
  • положение «полочка» (руки перед грудью)
  • положение «лодочка».

2. Положения и движения ног:

  • позиции ног (1-3 свободные, 6-ая, 2-ая закрытая, прямая)
  • простой бытовой шаг
  • «Пружинка» -маленькое тройное приседание (по 6 позиции)
  • «Пружинка» с одновременным поворотом корпуса
  • battement tendu вперед, в сторону на носок, с переводом на каблук в русском ха-рактере
  • battement tendu вперед на носок, с переводом на каблук в русском характере и одновременным приседанием
  • притоп простой, двойной, тройной
  • ритмическое сочетание хлопков в ладоши с притопами
  • простой приставной шаг на всей стопе и на полупальцах по 1 прямой позиции
  • простой приставной шаг с притопом
  • поднимание и опускание ноги согнутой в колене, вперед (с фиксацией и без)
  • приставной шаг с приседанием
  • приставной шаг с приседанием и одновременной работой рук (положение рук «полочка», наклон по ходу движения)
  • приседание на двух ногах с поворотом корпуса и выносом ноги на каблук в сто-рону поворота
  • приставной шаг с приседанием и выносом ноги в сторону на каблук (против хо-да движения)
  • приставные шаги по парам, лицом друг к другу (положение рук «лодочка»)
  • «елочка»
  • «ковырялочка»
  • поклон в русском характере (без рук).

3. Танцевальные комбинации.

7. Танцевальные этюды, танцы:

  • сюжетный танец «Лето».

8. Подготовка к итоговому контрольному занятию.

9. Итоговое контрольное занятие.

10. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.

ИТОГО: 36 часов

Старшая группа.

(занятия проводятся 2 раза в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
  2. Классический танец:
  3. Повтор 1 года обучения.
  4. Упражнения на ориентировку в пространстве:
  • положение прямо (анфас), полуоборот, профиль
  • свободное размещение по залу, пары, тройки
  • квадрат А.Я. Вагановой.

3. Положения и движения рук:

  • перевод рук из одного положения в другое.

4. Положения и движения ног:

  • позиции ног (выворотные)
  • шаги на полупальцах с продвижением вперед и назад
  • танцевальный шаг назад в медленном темпе
  • шаги с высоким подниманием ноги, согнутой в колени вперед и на полупальцах (вперед, назад).
  • relleve по 1,2, 3 позициям (муз. раз. 1/2, 1/4, 1/8)
  • demi-plie по 1,2, 3 поз.
  • demi-plie c с одновременной работой рук
  • сочетание полуприседания и подъема на полупальцы
  • sotte по 1,2, 6 поз.
  • sotte в повороте (по точкам зала).

5. Танцевальные комбинации.

4. Народный танец:

  1. Повтор 1 года обучения.
  2. Положения и движения рук:
  • положение на поясе – кулачком
  • смена ладошки на кулачок
  • переводы рук из одного положения в другое (в характере рус. танца)
  • хлопки в ладоши – двойные, тройные
  • руки перед грудью – «полочка»
  • «приглашение».

3. Положение рук в паре:

  • «лодочка» (поворот по руку)
  • «под ручки» (лицом вперед)
  • «под ручки» (лицом друг к другу)
  • сзади за талию (по парам, по тройкам).

4. Движения ног:

  • шаг с каблука в народном характере
  • простой шаг с притопом
  • простой переменный шаг с выносом ноги на каблук в сторону (в конце музы-кального такта)
  • простой переменный шаг с выносом ноги на пятку в сторону и одновременным открыванием рук в стороны (в заниженную 2 позицию)
  • battement tendu вперед и в сторону на носок (каблук) по 1 свободной поз., в соче-тании с demi-plie
  • battement tendu вперед, в сторону на носок с переводом на каблук по 1 свободной поз., в сочетании с притопом
  • притоп простой, двойной, тройной
  • простой русский шаг назад через полупальцы на всю стопу
  • простой шаг с притопом с продвижением вперед, назад
  • простой дробный ход (с работой рук и без)
  • танцевальный шаг по парам (на последнюю долю приседание и поворот корпуса в сторону друг друга)
  • простой бытовой шаг по парам под ручку вперед, назад
  • простой бытовой шаг по парам в повороте, взявшись под руку противоположны-ми руками
  • танцевальный шаг по парам, тройками (положение рук сзади за талию)
  • прыжки с поджатыми ногами
  • «шаркающий шаг»
  • «елочка»
  • «гармошка»
  • поклон на месте с руками
  • поклон с продвижением вперед и отходом назад
  • боковые перескоки с ноги на ногу по 1 прямой позиции
  • «ковырялочка» с двойным и тройным притопом
  • «припадание» вперед и назад по 1 прямой позиции.

(мальчики)

  • подготовка к присядке (плавное и резкое опускание вниз по 1 прямой и свобод-ной позиции)
  • подскоки на двух ногах (1 прямая, свободная позиция).

(девочки)

  • простой бег с открыванием рук в подготовительную позицию (вверху, между 2 и 3 позициями)
  • маленькое приседание (с наклоном корпуса), руки перед грудью «полочка»
  • бег с сгибанием ног назад по диагонали, руки перед грудью «полочка»

5. Упражнения на ориентировку в пространстве:

  • диагональ
  • простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре
  • «звездочка»
  • «корзиночка»
  • «ручеек»
  • «змейка».

6. Танцевальные комбинации.

5. Бальный танец:

1. Постановка корпуса, головы, рук и ног.

1. Движения ног:

  • шаги: бытовой, танцевальный
  • поклон и реверанс
  • боковой подъемный шаг (par eleve)
  • «боковой галоп» простой, с притопом (по кругу, по линиям)
  • «пике» (одинарный, двойной) в прыжке
  • легкий бег на носках по кругу по парам лицом и спиной вперед.

2. Движения в паре:

  • (мальчик) присед на одно колено, (девочка) легкий бег вокруг мальчика
  • «боковой галоп» вправо, влево
  • легкое покачивание лицом друг к другу в правую сторону.

3. Положения рук в паре:

  • основная позиция
  • «корзиночка».

4. Танцевальные комбинации.

6. Этюды:

  • сюжетный танец «Мотылек»
  • «Кадриль»
  • «Вальс».

7. Подготовка к итоговому контрольному занятию.

8. Итоговое контрольное занятие.

9. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.

ИТОГО: 72 часа

Подготовительная группа.

(занятия 2 раза в неделю)

№ п/п

Тематическое планирование.

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей на начало года.
  2. Классический танец:
  3. Повтор 2 года обучения.
  4. Движения рук:
  • port de bras.

3. Движения рук:

  • demi-plie
  • battement tendu
  • passé
  • relleve.

4. Танцевальные комбинации.

3. Народный танец:

  1. Повтор 2 года обучения.
  2. Положения и движения рук:
  • переводы рук из одного положения в другое
  • скользящий хлопок в ладоши, «тарелочки»
  • скользящий хлопок по бедру по голени (мальчики)
  • взмахи платочком (девочки).

3. Движения ног:

  • поклон в русском характере
  • кадрильный шаг с каблука
  • шаркающий шаг (каблуком, полупальцами по полу)
  • пружинящий шаг
  • хороводный шаг
  • хороводный шаг с остановкой ноги сзади
  • хороводный шаг с выносом ноги вперед на носок
  • переменный ход вперед, назад
  • «ковырялочка» (с притопом, с приседанием, с открыванием рук)
  • ковырялочка с подскоком
  • боковое «припадание» по 3 поз.
  • «припадание» в повороте
  • перескоки с ноги на ногу по 3 свободной позиции на месте и с продвижением в сторону
  • поочередное выбрасывание ног перд собой или крест на крест на носок или ребро каблука (на месте или с отходом назад)
  • подготовка к «веревочке»
  • «веревочка»
  • прыжок с поджатыми

(девочки):

  • вращение на полупальцах

(мальчики):

  • присядка «мячик» (руки на поясе – кулачком, руки перед грудью «полочка»)
  • присядка по 6 поз. с выносом ноги вперед на всю стопу
  • присядка по 1 свободной позиции с выносом ноги на носок или каблук
  • скользящий хлопок по бедру, по голени
  • одинарные удары по внешней и внутренней стороне голени с продвижением впе-ред и назад
  • «гусиный шаг».

4. Движения в паре:

  • соскок на две ноги лицом друг к другу
  • пружинящий шаг под ручку (в повороте).

6. Упражнения на ориентировку в пространстве:

  • «воротца»
  • «карусель».

5. Танцевальные комбинации.

4. Бальный танец:

  1. Повтор 2 года обучения.
  2. Положения и движения ног:

Полька:

  • par польки (по одному, по парам)
  • par польки в сочетании с подскоками
  • «пике» с одинарным и двойным ударом о пол (с продвижением назад)
  • прыжок из 6 во 2 позицию на одну ногу
  • «подскоки» в повороте (по одному и по парам).

Вальс:

  • par вальса (по одному, по парам)
  • par balance (на месте, с продвижением вперед, назад).

Полонез:

  • par полонеза
  • par полонеза в парах по кругу.

Чарльстон:

  • основное движение – «чарльстона»
  • двойной чарльстон
  • чередование одинарного и двойного чарльстона
  • чарльстон с точкой вперед, назад, с продвижением вперед, назад, с поворотом
  • пружинящий шаг с открыванием рук в стороны.

3. Движения в паре:

  • легкий бег на полупальцах по парам лицом и спиной вперд с поворотом через середину
  • легкий бег по парам на полупальцах по кругу (девочка исполняет поворот под руку на сильную долю такта).

4. Танцевальные комбинации.

5. Этюды:

  • «Русская плясовая»
  • «Полька»
  • «Чарльстон».

6. Подготовка к итоговому контрольному занятию.

7. Итоговое контрольное занятие.

8. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей дошколь-ного возраста.

ИТОГО: 72 часа.

Способы проверки достижения

требований к знаниям, умениям и навыкам воспитанников.

  1. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – сентябрь.
  2. Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей – май.

Список литературы:

  1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
  2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2004.
  3. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
  4. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
  5. Богданов Г. урок русского народного танца. – М., 1995.
  6. Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М., 1959.
  7. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
  8. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
  9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год