Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»
Конспекты планов в детском саду
Автор: Лосева Валентина Васильевна   
11.05.2015 16:21

«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»«Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности»

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

 

Скачать планы

Скачать материалы к проекту

Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности.

Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в группе организована «Детская лаборатория», которая в свою очередь состоит из трех «мини-лабораторий»: «Мир воды»; «Мир воздуха»; «Мир и человек». Опыты и эксперименты проводим в «Детской лаборатории», а в хорошую погоду – на улице. Экспериментирование в лаборатории связываем, по возможности, с наблюдением на прогулке или с экскурсией.

Для проведения опытов и экспериментов на территории детского сада, участка группы, организована специальная переносная лаборатория.

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Практическая, исследовательская деятельность в природных условиях играет огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Практика показала, что дети, педагоги и родители, с удовольствием и с большим интересом участвуют в разного рода, экологических проектах.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских творческих заданий. Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок открывается родителям с другой стороны, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в знакомых ситуациях.

Мною был разработан экологический проект «Две кудрявые подружки».

Перед детьми была выдвинута проблема: «Как можно подружиться с деревьями, узнать как можно больше о их жизни, выяснить в чем они нуждаются?». Эта проблема заинтересовала детей. Вместе с детьми был выбран объект — две березки на участке. Далее к реализации проекта были подключены родители. Они были ознакомлены с проектом. Для них был объявлен конкурс «Придумай имя для объекта».

На втором этапе проекта нашей целью был поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Дети наблюдали за березками, зарисовывали свои наблюдения в альбоме наблюдений, пробовали измерить объект линейками, веревочками, создавали схемы-картинки по интересующим вопросам; обследовали территорию вокруг берез; проводили опыты. Результаты опытов также зарисовывались.

Для опытов был подготовлен специальный инвентарь, который был оформлен руками детей: снегомер, коробка ощущений, дождемер, маленькие баночки для предметов, ловушки для животных.

В ходе реализации проекта, через определенный промежуток времени некоторые вопросы перед детьми ставились повторно, но с усложнением, например: измерение дождя в осеннее время года проводилось с использованием одного дождемера, а весной мы пробовали измерить дождь, используя два разных дождемера (например, с широким горлышком и узким, высокий и низкий и т.д.).

В реализации проекта огромную помощь оказывали родители.

  • помогли придумать название проекта;
  • помогли в подборе иллюстраций к схемам;
  • участвовали в конкурсе поделок «Наши подружки»;
  • подобрали детские книги, стихи, пословицы, загадки и сказки о березке.
  • участвовали в конкурсе на лучшее изготовление кормушки.

Реализация проекта позволила мне решить следующие задачи:

  1. Развить познавательные способности, творческое мышление и воображение;
  2. Сформировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  3. Развить умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  4. Сформировать желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год