Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»
Поделки из бумаги
Автор: Сытова Наталья Борисовна   
04.11.2015 16:15

Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»Программа дополнительного образования детей «Волшебный мир бумаги»

АВТОР: Сытова Наталья Борисовна ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение

Организационно-методический раздел

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей через традиционные виды детской творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.

Для реализации поставленных задач возникает необходимость рассмотреть понятие творческие способности.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

 

Скачать программу

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат – она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал – бумага – приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Бумага удивительное изобретение человека! Ее можно мять, резать, скручивать, складывать и раскрашивать… В мире существует большое количество разных школ работы с бумагой (оригами, киригами, скрапбукинг и др.)

Но самой красивой техникой является бумажная филигрань – квиллинг (quilling от английского слова «quill» означает «птичье перо»). Квиллинг – это рукоделие и искусство бумагокручения. Поделки из воздушных бумажных завитков всегда привлекают внимание зрителей. Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Данная техника имеет богатую и многолетнюю историю создания художественных произведений из полосок бумаги и гофрированного картона.

К технике квиллинга для создания уникальных, оригинальных объектов обращаются профессиональные художники и ремесленники, как за рубежом, так и в России. При этом техникой квиллинг могут овладеть дети с пятилетнего возраста и люди, не имеющие специального художественного образования, т.к. относится к категории ремесла и ручного творчества. Занятия квиллингом развивают у детей психические процессы (восприятие, внимание, мышление и т.п.), а также способствуют развитию творчества, воображения, мелкой моторики рук, эстетического вкуса, прививают интерес к изобразительному искусству и формируют художественные способности.

Представленная программа предполагает овладение практическими навыками техники «Квиллинг», формирование теоретических художественных представлений о колористики, композиции и стилизации, также предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира.

Содержание программы выстроено с учетом практико-ориентированного обучения, что предполагает одновременное усвоение теоретических знаний, которые подкрепляются овладением практическими умениями в технике «Квиллинг», с уточнением особенностей обучения детей рассматриваемой технологии скручивания бумаги и рассмотрением вариативности тематике, которая может быть предложена детям для усвоения практических навыков.

Категория слушателей

В качестве участников кружка (студии, клуба и т.п.) «Квиллинг» могут быть дети дошкольного, школьного возраста и их родители, владеющие элементарными навыками работы с бумагой.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

  • Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике плоскостного и объемного квиллинга.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать у детей согласованные движения обоих рук и межанализаторное взаимодействие.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Способствовать физическому развитию детей.

Принципы, лежащие в основе программы:

доступности – простота изложения учебного и развивающего материала, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей;

«от простого к сложному» – научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ);

взаимосвязи использования слова педагога, наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов) и практической деятельности — «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К. Д. Ушинский);

связь теории с практикой – программа предусматривает получение небольшого количества теоретических знаний о свойствах бумаги и других вспомогательных материалов, а также знания по колористике. композиции, стилизации, которые дети реализовывают в процессе выполнения практических работ;

демократичности и гуманизма – организация взаимодействия педагога и детей в социуме, реализация собственных творческих потребностей, создание благоприятной дружеской эмоционально насыщенной атмосферы в процессе выполнения работ;

научности — обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы;

индивидуализация — учёт возможностей выбора воспитанников (обучающихся);

результативность – целью каждого занятия является создание художественного образа, результаты реализации программы будут представлены на выставках;

межпредметность – содержание программы тесно связано со всеми образовательными областями основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Квиллинг» дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы преподавания курса

В процессе занятий используются различные формы организации: традиционные, комбинированные и практические занятия, мастер-классы, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Требования к уровню освоения курса

В процессе освоения данного курса ребенок приобретает (развивает) следующие компетенции:

  1. Выполнять работы по декоративно-прикладному искусству в различных материалах, художественно-творческие композиции.
  2. Планировать собственную деятельность в процессе выполнения творческого задания.
  3. Осуществлять контроль, оценивать процесс и результаты выполнения деятельности.
  4. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми
  5. Систематизировать и оценивать опыт и образовательные технологии в области художественного творчества на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других специалистов (художников, дизайнеров и т.п.).
  6. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования практической деятельности.
  7. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • Составление портфолио лучших работ каждого ребенка.
  • Проведение выставок работ: в кружке, в детском саду.
  • Участие в районных, окружных, городских и региональных мероприятиях.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год