Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Педагогический проект "Удивительный мир бумаги"
Поделки из бумаги
Автор: Воронцова Светлана Николаевна   
22.04.2015 14:07

Педагогический проект Удивительный мир бумагиПедагогический проект "Удивительный мир бумаги"

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

  • Продолжительность проекта: 2 недели.

Тип проекта: краткосрочный, групповой, интегративный (информационно-накопительный, творческий, практико-ориентированный).

  • Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители. Возраст детей: 3-5 лет. 

Обоснование проекта:

Более 2000 лет прошло с тех пор, как человечество изобрело бумагу. Сегодня не найдется человека, незнакомого с бумагой. Из бумаги изготавливают деньги, тетради и книжки, но это далеко не все. Из нее каждый ребенок и взрослый может сложить пакетик, кораблик, самолетик. Но из обычного листа бумаги можно получить тысячи разнообразных фигурок, создать свой бумажный мир, в котором живут чудесные животные, расцветают диковинные цветы, прогуливаются добрые драконы и динозавры. Этот необычный мир можно создать своими руками из бумаги.

Все дети на свете любят играть с бумагой. Их завораживает способность бумаги менять форму. Она легко мнется, рвется, сгибается, скручивается. Бумага — самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.

Скачать проект в картинках

Скачать проект в тексте

Но вдруг такая привычная бумага исчезла. В уголке художественного творчества не осталось ни одного листочка бумаги. «На чем рисовать?», «Где взять бумагу?» «Купить в магазине» — послышались советы детей. Я поддержала общение детей: — «А откуда она взялась в магазине?», «Кто и из чего сделал бумагу?», «Так ли она необходима людям?», «А что было бы, если бы исчезла вся бумага?» Эти вопросы остались без ответа. Так было решено помочь детям в интересной и увлекательной форме получить ответы на вопросы о происхождении и роли бумаги в жизни человека.

При этом было обосновано значение данного вида деятельности для личностного развития ребенка-дошкольника; обозначены цель и основные задачи при работе детей с бумагой. 

Значение работы над проектом для личностного развития ребенка — дошкольника.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте. Тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».
А.С. Выготский
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы, диктуют нам, педагогам, выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага — один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам, «вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий».

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

  • бумага, картон.

Предмет исследования:

  • физические свойства Цель:
  • формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.

Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности

Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход.

  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Гипотеза:

Предположим, что бумага обладает различными свойствами: размокает в воде, рвётся, мнётся, режется ножницами, шуршит.

  • изучение бумаги

прямые и косвенные наблюдения

  • проведение опытов с бумагой
  • анализ полученных результатов. Интеграция:

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной

литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»,

1. Подготовительный:

Определение объекта изучения.

формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
  • Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
  • Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага».

2. Исследовательский:

  • Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист», С.Михалкова «Бумага».
  • Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
  • Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги).
  • Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
  • Создание коллекции «Бумага».
  • Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
  • Кружковая работа «Оригами».
  • Эксперименты с бумагой.
  • Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация).
  • «Книжкина больница» — ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
  • Беседы по безопасности «Не шути с огнем».
  • Игры с бумажными игрушками.

З.Заключительный:

  • Обработка и оформление результатов проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

  • Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
  • Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка

предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.

  • Развитие сенсорно-аналитической деятельности
  • Обогащение словаря детей терминологией по теме.

Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.

  • Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.

В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год