Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»
Презентации
Автор: Гридасова Наталья Юрьевна   
12.02.2015 11:43

«Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием» «Использование компьютерных технологий в системе коррекции речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»

Факультет дефектологический Заочная форма обучения Специальность: 050715 Логопедия Кафедра медицины и логопедии

студентка 5 курса Гридасова Н.Ю.

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры медицины и логопедии Игнатьева С. А.

Скачать конспект

Скачать презентацию

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.)

Коррекционно-воспитательная работа с детьми предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать КТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах .

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации.

Целью компьютерных программ является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. В настоящее время расширяются возможности использования передовых компьютерных технологий и в логопедической практике.

Компьютерная игра длится не более 15 минут и применяется после основной традиционной части логопедического занятия. Игра на компьютере является стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий, артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений. В результате опосредованно ускорялся процесс постановки и автоматизации звуков в речи детей, улучшалось фонематическое восприятие, происходило качественное усвоение грамматических категорий, то есть совершенствовались языковые компоненты речевой системы.

Дети воспринимали игру на компьютере как развлечение, но фактически продолжался коррекционный процесс. С помощью компьютерных игр у дошкольников развивались базовые психические функции, необходимые для полноценного формирования связной речи. Красочные картинки, весёлое музыкальное сопровождение и забавные персонажи компьютерных игр помогали совершенствовать у детей сенсорные и интеллектуальные функции, зрительную и слуховую память, наблюдательность и внимание, восполняли пробелы в чувственном восприятии действительности. Дошкольники учились распознавать цвета и фигуры, сопоставлять размеры, высоту, расстояние, считать, выполнять простые логические задачи. Содержание компьютерных программ, разработанных специально для дошкольников, позволило познакомить детей с буквами и звуками, научить читать и писать. Компьютерные игры помогали обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и таким образом способствовали развитию связной речи .

Положительные эмоции, полученные детьми от игры на компьютере, активировали их речевую деятельность, возрастала потребность высказать свои чувства и мысли, то есть возрастала мотивация общения.

Поведение ребёнка на занятии становилось более раскрепощённым, повышалась его самооценка. Между логопедом и ребёнком устанавливался прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступал в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию брала на себя компьютерная программа. Всё это помогало создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствовало ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Компьютерная игра «Баба-Яга учится читать» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот возрастной период (6-7 лет) является сенситивным (благоприятным) для обучения чтению. До этого каждый ребёнок владел только устной речью. А к 6-7 годам дети в норме готовы для освоения такого сложного психофизиологического процесса как чтение.

«Баба-Яга учится читать» в игровой форме помогает каждому ребёнку незаметно для себя перейти на новую ступень интеллектуального развития – овладение письменной речью. Но нельзя забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка, фонематическое восприятие должны быть достаточно развиты к моменту начала обучения чтению.

Игра ориентирована на решение не всех аспектов, необходимых для успешного овладения навыком чтения. Но во многом она эффективна как для профилактики дислексии, так и для обучения чтению.

Программа состоит из десяти игровых заданий. Каждое задание направлено на отработку определённых навыков и процессов, которые необходимы для овладения чтением.

Игра «Баба-Яга учится читать» одинаково подходит для детей, знающих и незнающих буквы, так как есть замечательный «Букварик», где можно прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении слогов. Работа с данной программой эффективна как на индивидуальных занятиях (за компьютером находится ребёнок), так и на групповых (за компьютером – логопед). Специфика групповых занятий – активизация психических процессов, так как каждому хочется первому и правильно ответить.

Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу – чтению.

После успешного прохождения всех десяти туров, последовательность которых задаёт логопед, игроков ждёт награда, что немаловажно для создания положительной мотивации .

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

  • компьютерную программу «Игры для Тигры»;
  • методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем.

Список литературы

  1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2008.
  2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.
  3. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС, 2006.
  4. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Монина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. 2004. № 2. С. 44-48.
  5. Зеленская Ю.Б. Эволюция вспомогательных (технических) средств формирования в коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология. 2003. № 2. С. 60-65.
  6. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. № 5. С. 14-19.
  7. Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. Информационные технологии в обучении произношению. М.: Полиграфсервис, 2004.
  8. Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях // Логопед. 2011. № 3. С. 17-23.
  9. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. М.: Вентана-Граф, 2004.
  10. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи детей старшего дошкольного возраста" (к специализированной игре "Игры для Тигры"). Пермь: ПКИПКРО, 2005.

    Интернет-ресурс
  11. «ДельфаМ» - компьютерные помощники для учителей и психологов.
    Режим доступа - http://www.delfam.ru/delfa142.html, свободный.
  12. программы: программы для логопедов и родителей.
    Режим доступа - http://www.logoprog.ru, свободный.
  13. технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
    Режим доступа - http://www.logopunkt.ru/tigra.htm, свободный.
  14. говорить правильно. Домашний логопед.
    Режим доступа - http://www.bezoplat.ru/news/uchimsja_govorit_pravilno_domashnij_logoped/2011-09-30-11698, свободный.

Курск 2013

 

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год