Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"
Презентации
Автор: Морозова Татьяна Алексеевна   
12.05.2015 11:19

Проект Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровняПроект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

Проект подготовила: Воспитатель МОРОЗОВА Т. А. МБДОУ детский сад № 3 «ЗОРЕНЬКА» Г. Лобня Московская область

Паспорт проекта

  • По составу участников – коллективный;
  • По целевой установке – познавательный;
  • По срокам реализации – долгосрочный;
  • Тип – творческий;
  • Участники проекта: дети, воспитатели группы.
  • Сроки и этапы проекта: учебный год (с сентября по май)

Норма речевого развития:

 

Скачать презентацию

К моменту выпуска из детского сада дети достигают определенного уровня речевой активности, владеют словарем и грамматическим строем речи. Это определяет готовность к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Хорошее усвоение программы в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью, способностью строить развернутые ответы на сложные вопросы, последовательно, логично и полно излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание учебных текстов в устной и письменной речи.

Речевое развитие детей с ОНР:

У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности воспроизведения развернутых высказываний и их языкового оформления. Для пересказа и рассказа таких детей характерны:

нарушение связности и последовательности изложения текста;

смысловые пропуски в нем;

выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи;

низкий уровень построения фразы;

Вторичные отклонения в развитии психических процессов у детей с общим недоразвитием речи (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении ими связной речью.

Обоснование проекта:

Цель проекта: выявить возможности моделирования в развитии связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект проекта: процесс развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет проекта: моделирование как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Гипотеза проекта: формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективным, если:

своевременно выявить нарушения связной речи и начать коррекционную работу, направленную на ее формирование;

на занятиях по формированию связной речи использовать метод моделирования.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме использования моделирования как средства развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
  • Изучить состояние связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Определить место моделирования в коррекционно-логопедической работе.

Модели:

  • геометрические фигуры;
  • рассказ по сюжетной картинке;
  • отгадывание загадок по модели;
  • изображения предметов;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры);
  • условные обозначения;
  • мнемотаблицы;
  • сенсорно-графические схемы;
  • опорные схемы;
  • карточки;
  • карточки — символы;

Геометрические фигуры

  • Рассказ по сюжетной картинке
  • Отгадывание загадок по модели
  • Изображения предметов
  • Символические изображения Силуэты и контуры
  • Условные обозначения

Мнемотаблицы

  • Сенсорно-графические схемы
  • Опорные схемы
  • Карточки
  • Карточки-символы

Первый этап:

Обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Этап активного обучения

Составление простых распространенных предложений с использованием картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем, мнемотаблиц.

Составление предложений по демонстрируемому действию и по следам этого действия.

Обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

Обучение детей пересказу и составлению коротких описательных рассказов по логопедическим темам.

Работа над диалогической речью (совместные беседы).

Обучение детей пересказу небольших рассказов, сказок, текстов (дословный и свободный пересказ).

Составление простых предложений, распространенных однородными членами, сложных предложений с союзными словами, сначала и потом.

Составление описательных рассказов по непосредственному восприятию.

Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта (в соответствии с лексическими темами).

Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.

Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Заключительный этап

Заключительное обследование уровня освоения содержания Программы воспитанниками (образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие»)

Вывод:

С помощью моделирования:

Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.

Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.

У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.

Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.

Литература:

  • Бородин А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — 2-е изд. — М., 1984.
  • Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., 2004. — с.168.
  • Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу // Дефектология. — 1989. — №1, с.69-77.
  • Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1982
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 2004. — 320 с.
  • Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. — М., 1982. с.127.
  • Логопедия. / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1999, — 680 с.
  • Методика развития речи детей дошкольного возраста. / Под. ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарева, А.П. Николаичева. — М., 1984. — с. 155 – 175.
  • Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. — М., 1991. — 208 с.
  • Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. // Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1989. — 43 с.
  • Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984. — 223 с.
  • Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М., 2004. — 287 с.
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год