Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Презентация "Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника"
Презентации
Автор: Ишуева Лиля Рустамовна   
27.03.2015 08:46

Презентация Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольникаПрезентация "Детское экспериментирование — как средство интеллектуального развития дошкольника"

Автор Ишуева Л.Р

Цель: развитие познавательной активности и исследовательских умений детей дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, почва, вода, воздух, песок, глина, камни, магнит;
  • развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
  • развивать речь детей, умение логически рассуждать, строить гипотезы, делать выводы;
  • развивать наблюдательность;
  • воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
  • воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Скачать конспект

Классификация экспериментов.

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

  • опыты с растениями
  • опыты с животными
  • опыты с объектами неживой природы
  • опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

  • в групповой комнате
  • на участке
  • в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

  • индивидуальные (1-4 ребенка)
  • групповые (5-10 детей)
  • фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

  • случайные
  • запланированные
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)

обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По характеру познавательной деятельности:

  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
  • решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

  • демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами)
  • фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Условия, необходимые для детского экспериментирования

В младшем дошкольном возрасте — это манипулятивный центр, в котором используются материалы – природные, бросовые (пробки, трубочки для коктейля), неструктурированные (песок, вода, опилки); сенсорные игры и пособия; оборудование (совочки, сито, мельница и др.), емкости для игр с водой, песком, снегом.

В старшем дошкольном возрасте — это центр науки и природы, в котором используются приборы и оборудование – весы, микроскоп, лупы, пипетки, рулетка и др.; различные емкости; материалы – природный, бросовый, технический (болты, гайки); литература – энциклопедии, журналы, иллюстрации; игры.

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.

Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

Как я это делаю?

Почему я это делаю именно так, а не иначе?

Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности

Наблюдение и труд.

Развитие речи.

Связь экспериментирования с ИЗО. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента.

Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.

Мероприятия:

  • Мы проводили опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, воздухом, водой, песком, землёй);
  • Знакомились с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
  • При проведении опытов познакомились с правилами техники безопасности.

Введенные Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одаренности. В ходе проведения совместной деятельности по детскому экспериментированию происходит интеграция таких областей как «познание», «коммуникация», «социализация», «безопасность», «здоровье», «художественная литература», «труд».

Итак, можно сделать вывод;

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательское поведение для дошкольника – один из важных источников получения представлений о мире.

внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада -это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения

 

Список литературы

  1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под ред. Л.Н. Прохоровой, 2008г.
  3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений.
  4. А.И Иванова Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду.
  5. Л.В. Ковинько Секреты природы – это так интересно.
  6. Тугушева, Честякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
  7. А.И. Шапиро Серия книг: «Секреты знакомых предметов»
  8. «Природа в занимательных экспериментах»
  9. «100 занимательных опытов»
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год