Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Психология
Автор: Елена Вербнякова   
24.09.2014 23:26

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиВ соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития можно проанализировать те особенности, которые накладывает неполноценная речевая деятельность на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Дошкольники с общим недоразвитием речи часто отличаются повышенной нервно-психической истощаемостью, эмоциональной неустойчивостью, проявляют недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности, проявляющуюся в легкой отвлекаемости, неустойчивости внимания, неустойчивой работоспособности. У этих детей отмечаются низкий уровень запоминания, неготовность принять предлагаемую задачу.  Дети испытывают затруднения в ориентировке по схеме. Замечено, что их движения достаточно неловки, некоординированны, неточны. Связная речь характеризуется ошибками в передаче логической последовательности, пропусками отдельных звеньев, «потерей» действующих лиц. Часто наблюдается следующая взаимосвязь: чем тяжелее анамнез, тем выраженнее недостаточность со стороны речевого и психического развития детей.
У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков. Общение детей с ОНР друг с другом отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Большинство детей предпочитает играть в одиночку, игра носит эпизодический характер. Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнерам по игре. Весьма редко наблюдаются случаи личностных контактов детей с ОНР друг с другом. Задержка появления речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей с ОНР отмечаются такие психологические особенности как замкнутость, робость, нерешительность, порождаются такие специфические черты общего и речевого поведения как ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать беседу, вслушиваться в звучащую речь.
Необходимость психологической помощи детям, имеющим общее недоразвитие речи, с нарушениями в познавательной и социально-коммуникативной сферах, усиление ее профилактических аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей нашего дошкольного учреждения.
Работу по профилактике и коррекции нарушений в социально-коммуникативной и познавательной сферах в старшей логопедической группе можно поделить на три блока:
I. Диагностический.
Исследуются особенности поведения детей в конкретной группе; на основе диагностических методик выявляется исходный уровень развития эмоциональной и коммуникативной сферы:

Метод наблюдения
Социометрия
Методика “Моя семья”
Методика “Несуществующее животное”
Экспресс-диагностика

П. Коррекционный.
Профилактика и коррекция психологических изменений личности ребёнка, развитие интеллектуальных способностей, оказание помощи в преодоление барьеров в общении.
III. Итоговый.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
В первом блоке в результате психологической диагностики выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, а также имеют проблемы в личностной и познавательной сферах.
В связи с этим возникла необходимость создания плана-программы “Готовимся к школе вместе” (за основу бралась тренинговая программа “Готовимся к школе вместе” И.В.Спиридоновой), основной целью которой является профилактика и преодоление нарушений в коммуникативной сфере.
Целью тренинговых занятий для детей старшей логопедической группы является комплексное психологическое сопровождение дошкольников, а именно:
Формирование навыков конструктивного межличностного общения и сотрудничества;
Развитие эмоционально-волевой сферы;
Формирование компонентов психологической готовности к обучению в школе;
Цикл включает в себя 16 занятий, имеющих определённую структуру:
1. Приветствие
Помогает сосредоточить внимание детей, настроить их на работу. Приветствие представляет собой коммуникативную игру, которая позволяет дошкольникам почувствовать свою значимость для группы и причастность к ней, запомнить определённый речевой оборот.
2. Основная часть
Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения, совместную деятельность детей, беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных фрагментов, рисование и пр. Основная часть может заканчиваться релаксационным упражнением, которое помогает привести в равновесие эмоциональное состояние воспитанников. В качестве отдыха также используются подвижные игры, «минутки шалости».
3. Итог занятия
Позволяет детям высказать и обобщить впечатления от занятия, осознать чувства и эмоциональные переживания, развивает рефлексию.
4. Ритуал прощания
Это своеобразная «точка» в занятии. Дошкольники прощаются друг с другом и с психологом.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность одного занятия – до 30 минут. Оптимальное количество участников – 6 – 10.
Тренинговые занятия состоят из двух циклов:
1. «Учимся быть вместе» (для детей старшей логопедической группы);
2. «Готовимся к школе вместе» (для детей подготовительной логопедической группы).
Коррекционная работа по преодолению и профилактике нарушений осуществляться в тесной взаимосвязи психолога с логопедом, воспитателями, родителями детей.
На родительских собраниях я знакомлю родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказываю о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома.
Во время занятий дети сидят на стульчиках или на ковре, образуя круг, а также свободно передвигаются по комнате, исходя из целей игр и упражнений.
Активность воспитанников должна быть не только двигательной, но и словесной, даже если речевое оформление высказывания ребёнка далеко от совершенства
В процессе работы вводятся следующие правила поведения на занятии:
– говорить по очереди;
– и всем слушать того, кто говорит;
– соблюдать правила игр и упражнений, предлагаемых на занятии;
– соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре;
– учитывать запрет на выкрикивания типа «Можно я?», «Дайте мне!».

На тренинговых занятиях используются следующие основные методы и приёмы:

Игры с правилами на развитие высших психических функций, мелкой моторики, произвольной сферы.
Игры и упражнения на сотрудничество, развитие навыков межличностного взаимодействия, объединение участников (игры-приветствия, игры-взаимодействия).
Этюды на развитие эмоциональной выразительности, снятие напряжения, релаксационные игровые упражнения.
Моделирование и анализ проблемных ситуаций.
Беседы.
Рассказы взрослых и детей, сочинение историй.
Чтение художественных произведений с последующим их обсуждением.
Слушание музыки, рассматривание рисунков и фотографий.
Упражнения творческого и подражательно-исполнительского характера.
Совместная творческая деятельность (рисование, конструирование, элементы театральной деятельности).

В результате итогового обследования детей старшей логопедической группы после проведенной коррекционной работы:

· наблюдается улучшение в сотрудничестве детей друг с другом;

· существенно снизилось эмоциональное напряжение, тревожность;

· дети стали намного лучше регулировать свои эмоциональные состояния;

· наметилось также улучшение в понимании себя и других людей, дети стали выстраивать позитивные отношения друг с другом;

· есть положительная динамика в развитии воображения, памяти, мыслительных операциях и речи;

· дети стали лучше думать и рассуждать, находить выход из сложных ситуаций.

Таким образом, можно говорить о положительной динамике в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей с общим недоразвитием речи.

Список литературы:

1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М: Книголюб, 2004,

2. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Сост.: С.В. Велиева. СПб: Речь, 2007.240 с.

3. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М 2004.

4. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5–7 лет. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. – 160 стр.

5. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М.: Генезис. – 2003. – 208 с.

6. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2002.

8. Романов А.А.Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. – М.: “Романов”, 2001.

9. Рябцева С.В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год