Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Татьяна Энс   
08.10.2014 08:13

Семинар – практикум с педагогами.  Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возрастаЦель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-ролевой игры. Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.
Задачи:
выявить основные структурные компоненты сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
проанализировать особенности сюжетно-ролевых игр и особенности их развития у дошкольников;
проанализировать практические умения воспитателей в руководстве игровой деятельностью.
Выступление «О значении сюжетно-ролевой игры»
"Давай поиграем!" - как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву, просьбе звучащему сегодня из уст ребёнка.
"Давай поиграем, ну давай!". Обращаются дети к своим родителям. И что же они слышат в ответ? - ваше мнение.
(Ответы педагогов)
"Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…" - говорим мы часто своему ребёнку.
"Идите, играйте" - такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. Вы готовы со мной согласиться?
И дети идут и играют: одни играют в монстров, которых сами же боятся, другие в какие - то любовные романы, в бандитов… То, что мы видим в играх наших детей, это отражение того мира, который им «дарят» взрослые.
Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольников, педагогика имеет в виду преимущественно совместную сюжетно-ролевую игру.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л.С.Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Часто в детских садах дети играют мало, а в других случаях игры эти бедны, малоинтересны, не оказывают достаточного влияния на развитие детей.
Имеются определенные трудности и недостатки в руководстве игрой. С одной стороны наблюдаются случаи, когда игра проводится самотеком, и воспитатель считает, что если он выделил для игр определенное время, снабдил ребенка игрушками, то на этом его миссия заканчивается.
С другой стороны, можно наблюдать противоположное явление, когда игра перегружается дидактическими задачами, не учитываются индивидуальные и психические особенности развития детей.
Действительно, значимость сюжетной игры в дошкольном возрасте велика. Именно в сюжетной игре, где всё условно, как будто, проживая ту или иную ситуацию, ребёнок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.
Сюжет и содержание игры дети берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.
Ещё К.Д. Ушинский, наблюдая за играми детей, приводил такие примеры: «У одной девочки кукла стряпает, шьёт, гладит, у другой - величается на диване, принимает гостей, спешит в театр. У третьей - бьёт людей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки».
Развивающее значение игры разнообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения между сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В.А. Сумомлинский подчёркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонь пытливости и любознательности".
Уважаемые педагоги, насколько, на ваш взгляд, актуальна данная тема? (Ответы педагогов)
Задачи развития сюжетных игр в возрастных группах в образовательной области «Социализация» ( по программе «Детство»)

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная   группа

Задачи развития сюжетных игр:

1.Обагащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений(«семья», «магазин», «Больница», «Салон красоты», «Детский сад» и другие игры)

2.Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и мультипликационных фильмов.

3.Развивать умение обмениваться ролями в совместной деятельности опыта в самостоятельные игры.

4.Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем опыта в самостоятельные игры.

5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с использованием реальных предметов и их заместителей.

6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей(школа, магазин, больница, путешествия и другое), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

2.Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии – через сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

1.Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Способствовать самостоятельному построению на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение  новых творческих сюжетов.

3.Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.

«Виды игр»
Обсуждение в группах: назвать виды игр, структуру игры и что является средствами игры. Обмен мнениями.
Виды игр:
1. Подвижные игры (игры с правилами),
2. Дидактические,
3. Игры - драматизации,
4. Конструктивные игры.
5. Особое значение для развития детей в возрасте от 5 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры.
Средствами игры являются:
а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;
б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;
в) нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Структура игры:
-замысел (задача),
-содержание,
-игровые действия,
-правила,
-результат.
Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.
Практическое задание «Разработка рекомендаций  для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры»
Разработать варианты рекомендаций  для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры, обсуждение в группе. Выбрать наиболее удачные рекомендации.
Примеры рекомендаций:
1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.
2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой  игры у детей дошкольного возраста.
3.Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими ролями.
7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на производстве.
8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со сверстниками.
10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий партнер» и «умеющий интересно играть».
12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника.
13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.
14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.
«Взаимодействие семьей».
Обсуждение в группе, какие формы работы с семьей наиболее эффективны по формированию сюжетно-ролевой игры. Примеры из опыта работы воспитателей.
Папки-передвижки, семинары-практикумы, круглые столы, выпуск газет, совместные развлечения с родителями и детьми, игры-путешествия и др.
Рекомендации «Развивающая среда в ДОУ для успешного развития  сюжетно-ролевой игры»
Обмен мнениями.
Решение педагогических ситуаций.
- Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются. Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста, недавно поступившие в детский сад, играют более примитивно, чем младшие по возрасту дети, которые посещали детский сад давно.
Чем можно объяснить такое явление? Дайте психологическое обоснование. 
- Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.
– Что ты хочешь построить ?– спросил педагог
– Что…что получится ,– ответил Вова.
– Как?
– Буду строить из кубиков и кирпичиков.
Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.
– Нет, я лучше ракету построю…
Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.
Воспитатель  говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.
Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?
Подведение итогов.
Для успешного формирования сюжетно-ролевой игры у детей, воспитателям необходимо:
- Создать требуемые условия для организации игр в помещении и на участке, оборудовать педагогически процесс игрушками и игровым материалом в соответствии с возрастом, развитием и интересами детей.
- Соблюдать время, отведённое для игр в режиме дня, способствовать тому, чтобы их организация обеспечила детям интересную, содержательную жизнь.
- Систематически формировать у детей игровые умения соответствующие возрастному периоду.
- Способствовать превращению игры в их самостоятельную деятельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год