Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
Психология
Автор: Наталия Лермонтова   
04.12.2014 09:38

Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возрастаАктуальность выбранной темы.
    Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в дошкольный период развития формируются все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления и речи.
    Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно - логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте, активно формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.
    Логическое мышление – мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Суждения связываются между собой, то есть между ними устанавливается временная последовательность и причинно-следственные зависимости. Важно, чтобы дети научились соблюдать временную последовательность в изложении своих мыслей, знаний и умели обосновывать свои суждения причинно. Ведь одно из важнейших требований культуры речи состоит в том, чтобы каждое последующее высказывание вытекало из предыдущего, связывалось с ним. Для развития мышления важно научиться делать умозаключения. Умозаключение – это способ опосредованного познания действительности. Так, из суждения «Надвигается черная туча» извлекается мысль: «Сейчас хлынет дождь». В умозаключении всегда можно обнаружить причину и следствие. В нашем примере « Надвигается туча» есть причина, а «Хлынет дождь» - следствие. Мыслительная работа стимулирует речь., а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления . .Конечным результатом обучения языку является собственно связная речь. Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов.
    Развитие словесно - логического мышления является новообразованием для старшего дошкольного возраста. Наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, по мнению Я. Л. Коломинского,  В. А. Крутецкого, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям.
    Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме», а также в правильном, четком изложении своих мыслей с помощью слов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.
    Для того, чтобы в некоторой мере  облегчить процесс включения ребенка в школьное обучение нами и была выбранная данная тема исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Целью  данной работы стало определение особенностей развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в психологической науке и практике.
2. Разработать систему работы по развитию словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
    
    Методы исследования:
1. Анализ и обобщение психолого — педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Диагностика уровня развития словесно — логического мышления на начальном и конечном этапе исследования.
3. Наблюдение.
4. Психолого — педагогический эксперимент.
5. Методы количественной и качественной обработки данных.
    
    Этапы:
    1.  Подготовительный этап :
Изучение и анализ психолого — педагогической литературы по данной теме.
Разработка перспективного плана работы на один учебный год.
Первичная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной к школе группы.
Консультация для родителей и педагогов «Значимость развития словесно — логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению».
Составление программы занятий с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления.
Изготовление методического и дидактического материала для занятий по данной проблеме.
2. Основной этап : внедрение данной программы работы в практику (проведение цикла занятий с детьми подготовительной группы по развитию у них словесно — логического мышления).
3. Заключительный этап:
Конечная диагностика уровня развития словесно — логического мышления у детей подготовительной у школе группы.
Подведение итогов полученных знаний и навыков детей  в форме игры «Умники и умницы».
Отчет по теме самообразования на итоговом педсовете.
    
    Масштаб реализации данной работы: соответствует возможностям и средствам решения проблемы в условиях дошкольного учреждения.
    
    Участники:
Педагог — психолог,
Дети подготовительной группы,
Родители.

Предполагаемые результаты:    
будет разработана эффективная система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них словесно — логического мышления;
родители и педагоги осмыслят значимость развития мышления у детей на данной возрастной ступени;
результаты диагностики словесно — логического мышления на конец учебного года увеличатся в сравнении с началом учебного года, что будет означать эффективность данной проведенной работы;
дети научатся правильно, четко излагать свои мысли с помощью слов;
полученные умения и навыки значительно облегчат процесс включения ребенка в школьное обучение.
    
    Изучение методической литературы по теме самообразования:
Варенцева Н. Развитие умственных способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 4
Гольперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. - Спб.: Питер, 2000.
Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Просвещение, 1989.
Ермакова Е.С. Изучение психологических механизмов гибкости мышления дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - №2.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1999.
Катаева А.А., Обухова Т.И., Стребелева  Е.А. К генезису развития мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. - 1991. - №3.
Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе. Упражнения, задачи, игры и тесты. - Волгоград, 1998.
Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - Спб.: Союз, 1997.
Поддъяков А.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997.
Ткаченко Е.В. Учить думать // Дошкольное воспитание. - 1993. - №12.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988.
Ткаченко Т.Д. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников. - М.: АРКТИ, 2008.
Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. - Изд-во Владос, 2013.

    
Сроки проведения
Ход работы
сентябрь
Изучение психолого-педагогической литературы.
Написание перспективного плана работы.
октябрь
Первичная диагностика уровня развития словесно-логического мышления.
ноябрь
Составление программы занятий по данной теме,  конспекты занятий.
Декабрь — апрель Проведение занятий по развитию словесно — логического мышления у старших дошкольников.
Примерные темы занятий ( задачи на причинно-следственные зависимости, задачи на соотнесение понятий и явлений, логико-поисковые задачи, распределение слов по логическому принципу, составление рассказа по картинке, понимание грамматической конструкции предложений, узнавание предметов по признакам и др.)
май
Конечная диагностика уровня развития словесно-логического мышления. Подведение итогов работы. Отчет по теме самообразования. Презентация по теме.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год