Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие эмоций у детей дошкольного возраста
Психология
Автор: Цобехия Анна Юрьевна   
10.07.2015 16:13

Развитие эмоций у детей дошкольного возрастаРазвитие эмоций у детей дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 5 «Чебурашка» (санаторный с тубинтоксикацией)

Из опыта работы педагога-психолога МДОУ ЦРР – д/с №5 «Чебурашка» Цобехия Анны Юрьевны

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Наша задача помочь маленькому человеку познать и испытать разные чувства и эмоции.

 

Скачать презентацию

ЭМОЦИЯ как процесс — деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире;

Эмоция

оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Актуальность заключается в необходимости изучения развития психики ребенка, в частности эмоциональной сферы дошкольника с целью эффективного осуществления работы по развитию эмоций через комплекс коррекционно-развивающих занятий с детьми и родителями, а также в повседневной деятельности и в процессе экологических мероприятий.

Научная база

А. Фрейд: «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери, и что ею оживленнее всего приветствуется». Собственно эмоциональное развитие ребенка осуществляется под прямым «давлением» эмоциональности матери.

Л.С. Выготский: «Влияние среды меняется в процессе развития ребенка, определяясь его переживаниями». Ввел понятие «ключевое переживание» — комплекс осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений с важными элементами окружающей среды. «Многоуровневость эмоций — основная из фундаментальных закономерностей их проявления и развития».

Д.Б. Эльконин: «эмоционально-положительный фон вокруг ребенка — фактор благополучного психического и физического развития».

Новизна

По степени новизны опыт является поисково-творческим, т. к. при разработке авторских занятий, консультаций и различных мероприятий мною применяются новые сочетания известных методов и приёмов, по-новому рассматривается степень их воздействия на создание интереса к развитию эмоциональной сферы детей у родителей, педагогов ДОУ и у детей в процессе специально организованных занятий как с детьми, так и совместно с родителями и воспитателями, а также в повседневной деятельности.

Данный опыт обобщен и был представлен на областном смотре-конкурсе 2007-2008 г.г. по экологическому воспитанию подрастающего поколения в детских дошкольных учреждениях по девизом «Детский сад – устойчивое развитие»

Гипотеза

развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

Если с раннего возраста дети совместно с родителями будут обучаться способам выражения эмоций и приемам саморегуляции;

Если в работе будут активно использоваться разнообразные формы и методы развития эмоциональной сферы в процессе воспитания и обучения, а также в повседневной деятельности;

Если в процессе развития эмоций будут задействованы все участники воспитательно-образовательного процесса.

Исходя из данной гипотезы и актуальности проблемы, пришла к решению о проведении углубленной работы по развитию эмоций у детей в детском саду.

В результате этого была создана коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» и адаптирована программа по профилактике агрессивного поведения у детей раннего возраста.

Используемые программы и методики:

I. Адаптированная программа по профилактике агрессии у детей раннего возраста (занятия проводятся совместно с родителями).

Цель: оптимизация детско-родительских отношений.

Задачи:

  1. познакомить с эмоциональными проявлениями кризиса трех лет;
  2. научить видеть за негативными проявлениями стремление к самостоятельности;
  3. разработать с родителями формы взаимодействия с ребенком для снижения и погашения детской агрессии;
  4. способствовать развитию доброжелательных отношений к родителям, сверстникам и ко всем окружающим;
  5. обучить детей социально приемлемым формам выражения эмоционального состояния.

Включает следующие виды работы:

  • Беседы с родителями;
  • Игры с детьми и родителями;
  • Совместное рисование;
  • Прослушивание музыкальных произведений.

Используемые программы и методики:

II. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста «Мир эмоций» (принята на педагогическом совете ДОУ).

Цели программы:

Оказание помощи детям старшего дошкольного возраста в ситуациях, препятствующих их нормальному эмоциональному развитию и общению со сверстниками.

Формирование позитивного отношения к собственному «Я», расширение сферы социализации дошкольников.

Развитие способности к определению эмоционального состояния своего и окружающих.

Задачи:

  1. Обучить детей 5-7 лет элементарным приемам саморегуляции;
  2. Корректировать поведение и эмоциональное состояние с помощью психогимнастических упражнений и ролевых игр;
  3. Развивать мимику и пантомимику, коммуникативные навыки.

Программа включает в себя 4 основных раздела, направленных на формирование у дошкольников позитивного отношения к самому себе, своим сверстникам, овладение своими психологическими состояниями, развитие различных коммуникативных способностей.

Раздел 1. «Язык общения». Развитие коммуникативных способностей.

Раздел 2. «Я и мои чувства; учусь понимать себя».

Умение видеть, слышать, ощущать, воспринимать и принимать себя в целом. Знакомство со своими индивидуальными особенностями, отличиями и возможностями.

Раздел 3. «Я понимаю других». Умение видеть, слышать, воспринимать других.

Раздел 4. «Мой внутренний мир». Овладение своими психологическими состояниями, доступными возрасту навыками когнитивного контроля, релаксации, элементами аутотренинга; умение адаптироваться к критическим ситуациям.

Основные методы обучения:

Наблюдение.

Свободное и тематическое рисование.

Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

Сочинение историй.

Прослушивание музыкальных разножанровых произведений.

Разрешение сюжетно-ролевых ситуаций (как быть?) Как поступить?).

Релаксация под музыку.

Элементы аутотренинга.

Методы, возникающие непосредственно в процессе обучения.

III. Пескотерапия.

Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Они ориентированы на то, чтобы помочь маленькому ребенку: — развить более позитивную Я-концепцию; — стать более ответственным в своих действиях и поступках; — выработать большую способность к самопринятию; — в большей степени полагаться на самого себя; — овладеть чувством контроля; — развить сензитивность к процессу преодоления трудностей; — развить самооценку и обрести веру

в самого себя. Цель такой терапии—не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. IV. Авторская программа «Экологическое воспитание дошкольников».

Среди главных задач:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм

- развитие эмоционального восприятия окружающего мира.

Наблюдения в природе, практическая работа с объектами живой и неживой природы, экскурсии способствуют развитию у детей положительных эмоциональных реакций на окружающую действительность, формируют деятельное отношение к природе, помогают видеть красоту и совершенство во всем, что находится вокруг них.

Работа по программам ведется как подгруппами, так и индивидуально.

Специфика работы по данной теме

определила необходимость использования разнообразных методов исследования эмоциональной сферы детей:

«ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» — анкетирование воспитателей;

«ВЫЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ ДЕТЕЙ» — анкетирование родителей;

теоретический анализ педагогической, психологической литературы,

наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников;

Использование тестов для выявления уровня развития эмоциональной сферы;

использование различных педагогических технологий по развитию у детей эмоций в игре, в повседневной деятельности, в процессе специально организованных коррекционно-развивающих занятий, а также при проведении экологических занятий.

Диагностический инструментарий

Программа компьютерной обработки блока психологических тестов. «Диагностика готовности к школьному обучению» — АМАЛТЕЯ – научно-производственная фирма.

Детский тест тревожности. Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Анкетный метод оценки эмоциональной и нервно-психической сферы детей.

Диагностика дезадаптации ребенка в раннем возрасте.

«Контурный С.А. Т. – Н». Э. Крис (авторская модификация Н.Я. Семаго).

«Рисунок семьи»

«Нарисуй человека, которого ты любишь больше всего».

Графическая методика «Кактус». И т.д.

Работа ведется в тесном контакте с родителями и со всеми специалистами ДОУ.

Повышению качества работы по развитию эмоций способствует рациональная организация развивающей среды в группах и кабинете педагога-психолога, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов, позволяющая варьировать формы и способы организации жизнедеятельности

Мониторинг

В результате коррекционно-развивающей работы у детей, прошедших курс психокоррекционных занятий, вырабатываются положительные черты характера, им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства, эмоции других и легче выражают свои, формируется чувство сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе, повышается самооценка.

Анализ уровня готовности к обучению в школе свидетельствует об эффективности используемых методов. Индивидуальная и групповая коррекционная работа позволяет сформировать функциональную готовность воспитанников к обучению в школе.

Перспективы и возможности использования опыта.

Опыт рассчитан на педагогов-психологов и воспитателей детских садов.

При использовании опыта или дополнении опыта другими методами и приёмами необходимо соблюдать следующие правила:

Перед проведением занятий установить тесный контакт с детьми и родителями;

Использовать на занятиях методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и будут обеспечивать его сохранение до окончания занятия;

Включать упражнения по развитию методов саморегуляции и самосознания в любые занятия в качестве физкультминуток, а также использовать в свободной деятельности детей.

При использовании различных педагогических ситуаций давать возможность каждому ребенку высказать свою точку зрения и аргументировать ее.

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими, и в социальной адаптации детей.

Приглашаю педагогов, работающих по данной теме или заинтересованных, к сотрудничеству.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год