Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
Психология
Автор: Горшкова Екатерина Михайловна   
17.09.2015 18:45

Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.

В дошкольном возрасте дети активно познают мир, учатся взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно происходит развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоции воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, воображение, память и внимание.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребности в положительных эмоциональных контактах, поддержки активного познания окружающего мира и последующего информационного обмена опытом, в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, создания соответствующей развивающей среды для самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Для полноценного эмоционального развития необходима сбалансированность эмоций, поэтому важно научить детей не только радоваться положительным эмоциям, но и не бояться отрицательных моментов, неизбежных в процессе деятельности ребенка.

 

Скачать конспект

При выражении собственного эмоционального состояния важно научить ребенка использовать все возможные выразительные средства: жесты, позу, мимические средства. Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует. Необходимо мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жестов, которые в сочетании с интонацией должны лишь эмоционально дополнять его речь. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого — причина страха, отчужденности, враждебности. Жест, выразительное движение дают дополнительную возможность усилить воздействие речи на собеседника, ярче и образнее донести мысли и чувства, и как следствие, лучше понять собеседника и привнести подлинную радость в общение друг с другом.

Очень важно, чтобы дети умели прислушиваться к себе, понимать свои эмоциональные реакции, возникающие в различных ситуациях, а также распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные реакции и проявления окружающих. И здесь приходит на помощь игра как ведущий вид деятельности дошкольников, самый понятный для него, позволяющий неоднократно проиграть волнующие ситуации с различными исходами и выбрать наиболее продуктивные варианты поведения.

Для успешного развития эмоционального мира дошкольников мы используем в своей педагогической деятельности специальные игры и этюды.

  1. Игра «На что похоже настроение» проводится в разных вариантах в зависимости от возраста и степени подготовленности детей. Один из вариантов работы: с детьми (4-5 лет) используем картинки и предлагаем детям подумать и назвать то, что чувствует изображенный на картинке персонаж. Например, улыбающееся солнышко радуется; дождевая «плачущая» тучка грустит, печалится, тоскует; закипающий красный чайник злится, гневается, сердится. Здесь мы знакомим детей с эмоциональными состояниями, обогащаем их «эмоциональную» лексику.
  2. Игра «Изобрази эмоцию только с помощью жестов»: педагог или ребенок изображают какое либо эмоциональное состояние. При этом лицо изображающего закрывается маской, или он поворачивается спиной к остальным играющим. Так дети, с одной стороны, развивают умение оценивать позу, жесты в различных эмоциональных состояниях, с другой, понимают важность мимики, при отсутствии которой все-таки сложно полностью понять эмоцию партнера.
  3. Игра «Составь портрет»: детям предлагаются карточки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях. Карточки разделены на две части. Дети собирают портрет целиком, опираясь на полученные знания о мимике.
  4. «Сделай, как…»: детям предлагается проделать разные эмоциональные действия в образе разных персонажей, например, засмейся, как большой злой великан, как трусливый зайчишка, как хитрая лиса. Это упражнение развивает у детей не только выразительность жестов и мимики, но и эмпатию – умение почувствовать и передать характер того персонажа, который они изображают в данный момент.

Выполнение различных этюдов вносит неоценимый вклад в эмоциональное развитие ребенка. Существует огромное количество этюдов на выражение тех или иных чувств.

Этюд «Мыльные пузыри»: дети пускают большие, радужные, красивые мыльные пузыри. Что они при этом чувствуют, как выражают свою радость? (Прыгают, смеются, машут руками, пытаясь поймать пузырь).

Этюд «Радуга»: на небе появилась большая, красочная, яркая радуга. Как поведет себя ребенок? (остановится, глядя вверх, будет улыбаться, прижмет руки к груди от восхищения).

Этюд «Упрямый мальчик»: уже вечер. Пора ужинать и ложиться спать. Мама хочет отвести мальчика домой, а он упирается, вырывает руку, да еще топает ногой.

Этюд «Жадина»: мальчик забрал все машинки и никому не дает с ними играть.

На основе этюда можно разыграть жизненную ситуацию. Например, предложить детям подумать и изобразить, как вести себя с жадиной: попытаться отобрать у него машинки, и тогда произойдет драка, предложить ему поменяться игрушками, вежливо попросить у него машинку, играть отдельно, не обращая внимания на жадину, организовать другую игру, например, постройку города, и пригласить мальчика с машинками вместе поиграть. Так дети научатся не только распознавать эмоции другого человека, но смогут понять и выбрать для себя наиболее конструктивные, оптимальные способы взаимодействия с людьми в разных эмоциональных состояниях.

В своей педагогической практике мы используем зеркала. Перед зеркалом ребенок развивает навыки в передаче эмоциональных состояний с помощью мимики. При этом он может воспользоваться помощью взрослого или иллюстрациями с изображением эмоций и скорректировать собственную мимику. Живой интерес у детей вызывают «зеркальные» кубики. На каждой грани кубика наклеен силуэт животного или героя сказки, лицо которого заменено зеркалом. Ребенок обыгрывает какой-то момент сказки или ситуацию, предложенную взрослым с помощью своей мимики: «Это зайчик, которого злая лиса выгнала из лубяной избушки. Что он чувствует? (грустит, ему страшно). А это зайчик, который возвращается в избушку, после того как петух выгнал лису. (Он радуется, улыбается).

Эти игры и этюды успешно используются нами в работе с детьми на занятиях и в различных режимных моментах. Наблюдение показывает, что такой подход положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Воспитанники нашей группы раскованы, улыбчивы, редко ссорятся, умеют радоваться и мириться, и все эти эмоции и чувства мы проживаем вместе с ними

Каждый день, каждый час, каждый миг
Настроенье меняется наше.
Вот и Влад головою поник,
Замечталась о чем-то Наташа.

Улыбается Тема, смеется Егор,
И рисует Алеша старательно.
Чтобы чувства другого понять,
Приглядись к нему повнимательней:

Голос, руки походка, лицо -
В мир эмоций окно,
Ты его отвори,
И другого поймешь обязательно.

Если грустно ему – улыбнись,
Добрым словом утешь, если нужно.
На сочувствие ты не скупись –
Лишь окрепнет от этого дружба.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год