Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
Психология
Автор: Сен Людмила Владимировна   
26.08.2018 09:40

Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривацииСоздание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации

Для детей 2 – 3 лет, находящихся в состоянии психической депривации, в Сахалинском специализированном доме ребенка в целях создания эмоционального благополучия и комфорта создана развивающая среда по удовлетворению потребностей детей в двигательной активности. Дети в течение дня имеют возможность свободно, безопасно находится в группе: играть и отдыхать.

Все оборудование доступно для детей. В группе каждому ребенку имеется возможность обыгрывать сюжет любой сказки: «Ленточные карусели», «Модули», «Избушка» настольная, «Ширма – занимательная». Дети достаточно обеспечены дидактическим материалом по сенсорному воспитанию, в полном наборе представлен материал в качестве предметов-заместителей, ассортимент которых расширяется за счет пособий выполненных педагогами.

 

Созданы вполне благоприятные условия для развития сюжетных игр Используются уголки уединения, где имеются наборы для игр: «Больница», «Семья», «Автобус», «Город» со всеми присущими для названных игр атрибутами. Оформление группы отличается чувством меры, хорошим вкусом. Комнатные растения, картины, цветовая гамма способствуют эстетическому развитию, создают спокойную атмосферу для развития ребенка.

Также созданы особые условия для эмоционального общения, проявляется доброжелательность к личности каждого ребенка, воспитатели обращаются с детьми ласково, поглаживают.

Педагоги помогают детям овладеть речевыми способами общения, называют их по именам, выбирая позицию «на уровне глаз». Стимулируют проявление положительных эмоций, создавая игровые ситуации с «любимой игрушкой, горкой, качалками». Привлекают к подражанию действиям взрослых при уходе за растением, уборке группы.

Особое внимание воспитатели уделяют утреннему подъему детей. Поднимают настроение, используя русское народное творчество. В группе всегда спокойная обстановка, голос взрослого не доминирует над голосом детей.

В течение дня дети имеют возможность уединиться в домике, на диване, на «плоту» в центре отдыха. Занятия проводятся по подгруппам, используются приемы и методы, а именно игры-украшения, игры-инсценировки. Учитываются желания детей, не навязываются действия партнера. Детям помогают освоить игровые действия и несложные сюжеты: «Сделаем кукле бусы», «Кукла заболела», «В гости Таня пришла».

Воспитатели на прогулках осуществляют развитие речи и ознакомление с окружающим миром через наблюдения, речевые и пальчиковые игры, стихи, песенки. Задают вопросы, требующие развернутого ответа ( «У тебя красивое платье и бусы, а у кого еще?»).

Воспитатели поощряют интерес к их рассматриванию, проговариванию знакомых текстов сказок, потешек. Педагоги увлеченно работают по продуктивной деятельности. Дают детям «выплеснуть» на бумагу свои переживания, выразить то, что для них интересно и значимо.

На музыкальных занятиях дети с удовольствием занимаются, танцуют, подпевают, радостно общаются и инсценируют знакомые сказки.

Красной нитью проходит оздоровление детей, особое внимание уделяется закаливанию детей, имеется план профилактической работы с учетом сезонных явлений. Воспитатели, организуя физкультурные занятия и утреннюю гимнастику, включают в физкультурно-оздоровительный процесс корректирующие упражнения.

Врач-педиатр консультирует воспитателей по вопросам здоровья детей в раннем возрасте. Психолог вносит корректировки, направленные на профилактические мероприятия с детьми, имеющими отклонения в развитии.

С целью прослеживания динамики развития детей воспитатели ведут карты нервно-психического развития. Результаты развития рассматриваются на медико-педагогических совещаниях, где определяют недостатки и положительные результаты в работе с детьми. В работе участвуют специалисты дома ребенка: психолог, логопед, воспитатели.

Психолог с детьми проводит игровую терапию. Цель игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Процесс совместной с ребенком игры включается в режим дня утром и вечером. Во время игровой терапии устанавливаются ограничения, которые дают детям возможность научиться самоконтролю. Ограничения минимальны и выполнимы.

В процессе игровой терапии дети приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, выражают гнев в более «пристойной» форме. В их игровой деятельности постепенно преобладают сюжетно-ролевые игры с отображением взаимоотношений людей.

Ежедневно, в период адаптации детей к условиям дома ребенка, подбираются игры. Игры используются в различные режимные моменты.

К проведению адаптационных игр предъявляются определенные требования:

  • игра повторяется в течение дня несколько раз
  • при введении новой игры знакомые игры повторяются
  • знакомые игровые ситуации включаются в бытовые процессы
  • игры и бытовые процессы каждодневно дополняются приемами торможения отрицательных эмоций
  • продвижение в освоении каждой игры для каждого ребёнка организовываются индивидуально, по количеству повторений
  • при повседневном использовании игр учитывается состояние ребёнка в конкретный момент взаимодействия, поэтому возможно возвращение к играм, которые ранее были освоены.

Основная задача игр в период адаптации ребенка к условиям дома ребенка – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Дети должны в нем увидеть доброго и отзывчивого человека, способного заменить родного человека. Воспитатель должен стать интересным партнером в играх, а эмоциональное общение между взрослым и ребенком на основе совместных действий будет способствовать успешной адаптации и созданию эмоционального благополучия и комфорта.

Приведем примеры игр, используемых с детьми раннего возраста в доме ребенка:

Иди ко мне

Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.

Пришел Петрушка

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

Хоровод

Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,

Что на землю повалились.

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.

Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

Покружимся

Материал. Два игрушечных мишки.

Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!

Прячем мишку

Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

Поезд

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Догонялки (проводится с двумя-тремя детьми)

Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

Солнечные зайчики

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

Игра с собачкой

Материал. Игрушечная собачка.

Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение мы старались «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучали согласованности и координации движений.

Кто в кулачке?

Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

В свободное время детям для создания положительных эмоций и создания хорошего настроения читаются и заучиваются «вежливые» стихи, например:

Добрый день – тебе сказали.
Добрый день – ответил ты.
Как две ниточки связали
Доброты и теплоты.

Таким образом, в группе раннего возраста созданы оптимальные условия для адаптации, эмоционального благополучия и комфорта детей, находящихся в условиях психической депривации.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год