Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Психологически безопасная образовательная среда
Психология
Автор: Кудряшова Анна Александровна   
13.09.2018 18:49

Психологически безопасная образовательная средаПсихологически безопасная образовательная среда

Психологический компонент является основополагающим в обеспечении возможности удовлетворения потребностей участников процесса обучения и воспитания в их ощущении собственной безопасности, в сохранении и повышении самооценки, в становлении положительной «Я концепции», в признании со стороны коллектива, в самореализации.

Основное требование к образовательной среде – создание необходимых условий для психологической безопасности каждого субъекта педагогического процесса, то есть, способствование его психологическому благополучию и личностному развитию.

Как ключевую психологическую характеристику образовательной среды учреждения образования многие ученые (И. Баева, С. Вершловский, А. Лебедев, В. Слободчиков и другие) рассматривают безопасность, а как основное условие для личностного роста ее участников — психологически безопасную образовательную и воспитательную среду.

 Скачать конспект

Психологически безопасной образовательной средой следует считать такую, в которой подавляющее большинство субъектов учебно-воспитательного процесса имеют положительное отношение к ней, а также высокие показатели индекса защищенности от психологического насилия и удовлетворенности потребностей. Такая среда выступает как эффективное взаимодействие между личностями, а это будет способствовать эмоциональному благополучию воспитанников и педагогов, личностному росту воспитанников и их психическому здоровью, способствовать профессиональному росту и долголетию педагогов, гармонизации отношений между педагогами и воспитанниками.

Авторы, изучающие данный вопрос, определяют психологический аспект безопасности личности следующим образом:

  • ее целостность и адаптивность
  • сохранность психики личности
  • среду, которая создает защищенность для ребенка, должна быть свободной от проявления психологического насилия и должна способствовать удовлетворению потребности в личностно-доверительном общении, а также обеспечивать здоровую психику ее участников
  • нормальное функционирование и устойчивое развитие человека во взаимодействии со средой (умение создавать психологически безопасные отношения и умение защититься от угроз)

Психологическая безопасность образовательной среды – это взаимоотношения субъектов в этой среде, желание находиться в ней и испытывать чувство защищённости. Создание психологической безопасности подразумевает под собой формирование ресурса сопротивляемости.

Не только у младших, но и у старших дошкольников любое давление или принуждение делать что-либо против воли вызывает сопротивление. Если психоэмоциональное напряжение продолжается длительно, то оно порождает поиск негативных выходов. Внешне это проявляется в таких формах поведения, как протестные действия, у ребенка возникают вредные привычки, например, биение головой о подушку или сосание пальцев, языка, губ, нередко грызение ногтей или раскачивание, внутренне – как аутоагрессия (уход в себя). В развитии личности ребёнка наблюдается дисгармония, искажение представления о себе.

Создание психологической безопасности образовательной среды учебно-воспитательного заведения – процесс целенаправленный, систематический и педагогически управляемый, поэтому он является одним из направлений социализации и социального воспитания личности.

Ошибки в воспитании детей порождают неблагоприятное последствие отрицательного воспитательного воздействия. К ним можно отнести запугивание, нетерпение, конфликты, перегрузки, авторитарность, осмеяние, наказание стыдом, развешивание ярлыков, уличение и т.д.

К факторам риска, которые увеличивают возможность возникновения опасностей и угроз, можно отнести:

  • незначительную степень удовлетворенности результатами образования и психологическим климатом, наличие психологического насилия. Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно влияют на психическое состояние участников среды
  • низкий уровень психологической культуры воспитанников, родителей, педагогов и т. д.
  • недостаточность профилактики психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса
  • отсутствие средств и методов для обеспечения защищенности образовательного учреждения от угроз всем видам безопасности.

Для того, чтобы создать обстановку психологической безопасности для воспитанников и психологической защищенности для себя, педагог должен быть:

  • конгруэнтным (то есть искренним, естественным в своих проявлениях и откровенным в отношениях с детьми)
  • безусловно положительно относиться к детям (чувствовать теплые чувства к ним, принимать ребенка таким, какой он есть)
  • эмпатийным (понимать поведение ребенка, его реакции и действия с точки зрения самого ребенка, смотреть его глазами).

Психологически безопасную образовательную среду может создать педагог, которому присущи:

1. Сложившаяся личностно ориентированная профессиональная позиция. В этой характеристике концентрируются главные показатели профессиональной культуры педагога, основные побудительные силы его труда, устойчивая система отношений к детям, к себе, определяющая его поведение, стиль деятельности.

Личностно ориентированная позиция педагога предполагает построение учебно-воспитательного процесса на основе педагогики успеха и оптимизма, создание атмосферы толерантности, активизацию и стимуляцию процессов осознанного учения, педагогическую поддержку воспитанников в процессе обучения, психотерапевтическую ориентированность всего педагогического процесса.

2. Высокий уровень коммуникативной, социально-психологической компетентности. Предполагает: знание в области процессов общения, межличностных отношений, возможности познания личности воспитанников, а также умение налаживать взаимоотношения между детьми, формировать их культуру общения, готовность к созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

3. Высокий уровень культуры профессионального здоровья. Профессиональное здоровье педагога сказывается на результатах всей учебно-воспитательной работы, а также на здоровье воспитанников. Неблагополучие психологического здоровья, деформации личности педагога, проявления синдрома эмоционального выгорания, педагогических кризисов непосредственно влияют на эмоциональное благополучие и здоровье воспитанников.

4. Сформированный персональный стиль межличностного общения гармонизирует личность педагога. Стиль педагогического общения влияет на становление эмоционального опыта детей, на формирование многих личностных качеств (самостоятельность, объективность, инициативность и т.д.), на уровень познавательной активности, психологический климат в коллективе. Личностно ориентированная педагогика признает, что между здоровьем и эмоциональным комфортом детей и педагогов, а также характером их взаимодействия есть прямая зависимость.

Результаты исследований (И. Баевой, С. Вершловского, А. Лебедева, В. Слободчикова и других) свидетельствуют, что в детских коллективах с педагогом авторитарным, недоброжелательным, строгим текущая детская заболеваемость втрое выше, и в двое чаще количество неврологических расстройств, чем в коллективах с чутким, уравновешенным, спокойным педагогом (при прочих равных условиях).

Индивидуальный стиль позволяет педагогу использовать преимущества своих типологических свойств личности и компенсировать отдельные негативные их проявления. Развитие индивидуальности педагога и ее гармонизация благодаря индивидуальному стилю общения является гарантом создания психологически безопасной развивающей среды.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год