Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играх
Психология
Автор: Бурова Елена Сергеевна   
03.08.2014 09:33

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольного возраста в подвижных играхСредства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника                   
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:
1. Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
2. Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
3. Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
4. Совместные праздники, досуги.
5. Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)
Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»
6. Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
7. Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
8. Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
9. Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
•    пиктограммы,
•    графические изображения лица,
•    силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
•    «подвижные аппликации».
10. Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
11. Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.
Подвижная игра как средство развития ребенка
Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющийся игровой ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма.. В играх дети делают все как бы втроем: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно, участвуют в осмыслении и отражении мира постоянно. Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности. В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. А ведь утешиться – это успокоиться на чем-то радостном, облегчить свою жизнь, свое положение, перестать огорчаться, горевать, успокоиться (С.А. Шмаков). Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.
Вывод: Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Игры образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Классификация и характеристика игр
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сюжетный эпизод (птицы и автомобили, пилоты, волк и гуси, обезьянки и ловцы). Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры. Сюжетные подвижные игры имеют широкое применение во всех возрастных группах. Преимущественно коллективные, это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек, очень близки к сюжетным- в них ль нет образов, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные действия всех участников.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Постепенно игры усложняются, с более сложными заданиями.
Игры с элементами соревнования («Чье звено скорее построится», «Кто скорее к своему флажку» и т. п.). В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных волевых и двигательных качеств (быстроты, выдержки и т. д.) игры доступны детям более старшего возраста (5–6 лет), в младших группах их не проводят.
Бессюжетные игры с использованием определенных предметов
(«Кегли», «Серсо», «Кольцеброс», «Бабки» и т. п.). Играющие выполняют в них более сложные движения: метание, бросание и ловля или перекатывание мечей, шаров, колец. Двигательные задания в этих играх довольно сложные и требуют определенных условий, играть могут небольшие группы детей. В этих играх появляются некоторые элементы индивидуального соревнования.
Игры-забавы, аттракционы – они часто проводятся на вечерах досуга, физкультурных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее много радости. Двигательные задания выполняются в необычных условиях («Бег в мешках», «Ложка с шариком») и требуют двигательных умений, ловкости, сноровки.
Игры с элементами спортивных игр – проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (городки, бадминтон, хоккей, баскетбол и т. д.).
В «Программе воспитания в детском саду» и в существующих сборниках подвижных игр в основу классификации положен признак преобладающего вида движений (бег или прыжки, метание, лазанье и т. п.). При подборе по каждому виду основных движений соблюдается преемственность между возрастным группами. Это помогает воспитателю планировать игры в связи с формированием у детей определенных двигательных навыков.
Методика использования подвижных игр в детском саду
Методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных предметов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею.
Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является: профессиональная подготовка воспитателя, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Подбор и планирование подвижных игр зависит от возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития, их двигательных умений, состояния здоровья, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Для лучшего понимания сюжета проводится предварительная работа: чтение художественной литературы, наблюдения в природе, повадки животных, деятельностью людей различных профессий. Подготавливаются атрибуты вместе с детьми или в их присутствии.
Организация игры зависит от содержания. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от структуры и характера движений.
Ознакомление с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально 1,5–2 минуты.
Объяснение сюжетной подвижной игры – становится игровая цель, используется краткий образный сюжетный рассказ, вызывающий у детей воссоздающее воображение, как – бы зрительное восприятие всех ситуаций и их действий.
Объясняя бессюжетную игру, педагог рассказывает последовательность действий, игровые правила и сигналы. С помощью вопросов он проверяет, как дети поняли игру.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет правила, приемы, условия соревнования. Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего дети могут выбрать с помощью считалки. Педагог может выбрать водящего сам или взять эту роль на себя. В ходе игры обращается внимание на выполнение правил, следить за движениями, эмоциональным состояниям ребенка в ходе игры.
Значительное внимание уделяется вариантам подвижных игр для усложнения умственных и физических задач, совершенствования движения, повышения психологических качеств ребенка.
Заканчивается подвижная игра ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс ребенка в норму.
Оценивая игру, педагог отмечает положительные качества детей, называет тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем анализирует причины нарушения правил.
В первой младшей группе подвижные игры рекомендуется проводить ежедневно. Продолжительность их в среднем 6–8 минут. Она зависит от характера игровых действий, количества играющих, их настроения, условий проведения игры.
Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе в разное время прогулки. Формы включения в подвижную игру очень различны. Некоторые дети испытывают полное удовлетворение от наблюдения за игрой, оставаясь лишь косвенным соучастником. Они эмоционально переживают ход игры, пританцовывают, хлопают в ладоши, взмахивают руками, выражая свое соучастие.
Кругозор детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом. Большое место в этой группе занимают игровые упражнения. Такие игры не имеют сюжета, в них включаются простые двигательные задания: принести флажок, позвонить в колокольчик, догнать мяч и другое.
В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры («Зайка беленький сидит», «Мой веселый звонкий мяч»). Для проведения игры воспитатель должен подобрать пособия и мелкие предметы, расположить «домики», «гнездышки», кого из детей привлечь на ведущую роль и пр.
Маленькие дети довольно долго усваивают все тонкости игры и овладевают необходимыми навыками. Поэтому воспитатель может часто повторять с ними одну и ту же игру.
При повторении подвижных игр с малышами, важно следить, чтобы дети чрезмерно не утомились, не возбуждались.
Важно активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения.
Вторая младшая группа
У ребенка 4-го года еще более возрастает стремление действовать самостоятельно. В то же время внимание не устойчиво, он отвлекается и часто переходит от одной деятельности к другой. Поэтому большая роль взрослого в организации поведения ребенка сохраняется.
Подвижные игры во второй младшей группе проводятся ежедневно, продолжительность от 6 до 10 минут. Проводятся в разное время дня. Утром- индивидуальные или мало групповые игры спокойного характера. После занятий, во время прогулки воспитатель побуждает разнообразную двигательную деятельность детей, проводит сюжетные подвижные игры с правилами и игровые упражнения с активными движениями (с бегом, прыжками, ловлей и бросанием мяча и др.)
Сюжеты подвижных игр в связи с расширением кругозора и двигательного опыта детей становятся более разнообразными. Основным содержанием продолжает оставаться воспроизведение действий животных, птиц, движение транспорта различных видов, предметной деятельности людей.
Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно и привлекательно для детей. Это повышает их активность в игре и придает действиям яркую, эмоциональную окраску.
Подготовка к игре воспитателя и детей имеет большое значение для успешного ее проведения. Важно предварительного ознакомления с условиями игры, если эти условия новы и неизвестны. Воспитатель обдумывает ход игры, расположения и возможные перемещения детей, распределение ролей и т. д., готовит игровой материал.
Основными требованиями являются воспитание, умения действовать сообща, сдерживать себя, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом игры, двигаться определенным способом в заданном направлении, обращать внимание на выразительность движения (кошка просыпается, потягивается, мяукает). Систематическое повторение подвижных игр ведет к совершенствованию и закреплению необходимых навыков, развитию легкости и непринужденности передвижения в коллективных играх, хорошей ориентации в игровой ситуации, умение быстро и осмысленно действовать в ответ на действия других играющих. Повторное выполнение правил игры помогает развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию его волевых качеств, что особенно важно начиная со второй младшей группы. Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усиливается в том случае, если при повторении игра несколько видоизменяется и усложняется.
Воспитатель рассказывает и показывает детям, как должны вести себя персонажи игры, подчеркивает характерные черты движения каждого из них.
В этой возрастной группе необходимо требовать и добиваться от детей четкого и точного выполнения условий и правил игры.
Непосредственное участие воспитателя в подвижной игре усиливает ее эмоциональность, способствует установлению других контактов между воспитателем и детьми и развитию положительных коллективных контактов между детьми.
Средняя группа
На развитие всех видов детской деятельности их усложнение начинает оказывать сильное влияние собственные замыслы детей.
Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, хочет использовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях.
Подвижные игры проводятся ежедневно в разные периоды дня, продолжительность 8–12 минут.
Интересы детей 5-го года очень разнообразны. Их занимает совместная деятельность в небольших коллективах, формируется умение играть и действовать сообща.
Разнообразие видов самостоятельной деятельности детей, появление устойчивых интересов к определенным видам деятельности повышает требования к организации подвижных игр. Воспитатель старается не нарушать игровые замыслы детей, выбирает более подходящий момент для предложения поиграть.
Разнообразие сюжетов подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей о широком круге явлений окружающей жизни.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год