Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
Психология
Автор: Шемякова Алена   
13.07.2015 19:04

Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развитияПесочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития

Песочная терапия становится все популярней день ото дня. Психологи всё чаще и чаще в своей работе с детьми используют метод песочной терапии. Так что же такое песочная терапия и так ли она эффективна в работе с детьми, имеющими особенности развития?

Песочная терапия — это один из методов игротерапии, который строится на теории К.Г. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. В ходе занятия ребенок строит свой мир из песка и миниатюрных фигурок, создает миниатюру реального мира.

Метод песочной терапии ведет свою историю от племен коренных американцев. Известно, что племена навахо и хопи на юго-западе Америки использовали песочные изображения в лечебных ритуалах и церемониях инициаций. Данные племена создавали изображения на песке, тем самым окружая пациента силой символизма мифического мира, и обеспечивая условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия.

 

Началом использования метода песочной терапии в современном его понимании принято считать конец 1920 годов. Психоаналитики начала XX века столкнулись с проблемой детского психоанализа. Они обнаружили, что дети не могут описывать свои страхи словами. Многие терапевты начали использовать метод наблюдения за детьми. Одной из первых наблюдать за ходом игры ребенка стала Мелани Кляйн. Она ввела игровую технику в работу с детьми младше шести лет. М.Кляйн считала, что детская игра направляется скрытыми мотивами и позволяет проникнуть в детское бессознательное. Мелани Кляйн исходила из предположения, что действия, по сравнению с речью, более свойственно ребенку. Она предоставляла ребенку большое количество мелких игрушек и давала ему возможность создать свой игрушечный мир. Действия, совершаемые ребенком, она сопровождала интерпритациями. Эти действия ребенка она сравнивала со свободными ассоциациями взрослых людей.

Карл Густав Юнг открыл метод песочной терапии или «sand play» в контексте психотерапевтической помощи взрослым. Долгое время «sand play» существовал в рамках Юнгинианской школы благодаря основательнице данного метода – Доре Калфф. Она установила взаимосвязь между серией картин из песка и серией сновидений, встречающихся на протяжении длительности психотерапевтического процесса. Дора Калфф всю жизнь занималась изучением песочной терапии и в 1980 году выпустила монографию «Sand play». Возможно, что именно благодаря её труду этот метод жив и продолжает развиваться и на сегодняшний день.

Итак, для работы по методу песочной терапии необходим лоток с песком 50х70х8. Принято считать, что такой размер соответствует полю зрительного восприятия ребенка, стоящего перед лотком. Песочница должна иметь прямоугольную форму, а дно её выкрашено в голубой цвет для создания иллюзии воды на дне. Песок, которым заполнена песочница, должен быть промытым и хорошего качества. Так же у ребенка, играющего в песке, должна быть возможность смешивать песок с водой. Это необходимо для обеспечения возможности создания различных влажных ландшафтов.

Кроме того, для занятий песочной терапией необходима коллекция различных миниатюрных фигурок:

  • людей, разнообразных по полу и возрасту;
  • наземные животные и насекомые (домашние, дикие, доисторические, крылатые насекомые);
  • обитатели водного мира (рыбы, моллюски, звезды, крабы);
  • домашняя утварь и продукты (посуда, продукты питания);
  • жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки различных эпох);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга);
  • транспортные средства (наземный, водный воздушный, фантастический);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, кусочки дерева, перья, семена);
  • фантастические предметы и персонажи (герои мифов, сказок и мультфильмов).

Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции миниатюрных фигурок. Если для занятий не хватает какого-то предмета, то его можно слепить из глины.

Основополагающим принципом песочной терапии является возможность ребенка избавиться от психологических травм с помощью перенесения фантазий на плоскость песочницы. При этом ребенок сам выступает творцом, создателем волшебного мира. «Диалог» рук и песка создает невообразимые песочные композиции, что само по себе ещё и является творческим процессом. Но песочная терапия отличается от любой другой творческой деятельности своей простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых композиций. Возможность разрушения созданного сюжета, его реконструкция, а так же многократное создание нового – отражает динамику психических изменений ребенка. Никаких особых умений здесь не требуется. А миниатюрные фигурки, природные материалы и возможность создания новых композиций отражают разные уровни психических процессов. Именно поэтому песочную терапию часто используют при работе с детьми с детьми, имеющими особенности развития.

В ходе занятия песочной терапией психолог не ставит перед ребенком жёсткой задачи, а создаёт условия для проявления его творческого потенциала. Специалист занимает безоценочную позицию. Он находится рядом или в стороне от ребенка. Поэтому метод песочной терапии очень эффективен при работе с детьми, имеющими повышенную тревожность и застенчивость. Такие дети боятся доминирующих взрослых, поставленной задачи, новой неизвестной ситуации… Им кажется, что окружающие к ним очень плохо относятся. Несмотря на кажущуюся внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят внутри». Песок – это знакомая каждому ребенку среда, а миниатюрные игрушки и возможность поиграть с ними поможет выплеснуть свою, в том числе и негативную, энергию.

Всю свою тревожность ребенок может перенести в мир, созданный в песочнице. Кроме того, ситуацию, вызывающую тревожность можно проиграть в песочнице, устраняя тем самым эту тревожность. Ребенок увидит ситуацию со стороны, осознает её вариативность.

Так же, песочная терапия очень эффективна при работе с агрессивными детьми. Агрессивное поведение ребенка характеризуется своим противоречием нормам и правилам существования в группе. Агрессивное поведение причиняет физический или моральный вред окружающим людям. Но зачастую, в душе такого «бунтовщика» живёт обида и ущемлённое самолюбие. При помощи песка агрессивный ребенок может создать свой микрокосмос, а затем сломать его, выплеснув свою агрессию. Создавая песочную композицию, ребенок рассказывает о себе без слов. Это дает возможность психологу проанализировать причины агрессивного поведения ребенка без травмирующих для него расспросов. Песочная терапия позволяет работать с агрессивными детьми в направлении отрабатывания стереотипов реагирования в возможных конфликтных ситуациях. Такую конфликтную ситуацию очень легко «проиграть» в песочнице и выбрать наиболее приемлемый вариант поведения. Таким образом, песочная терапия способствует и проявлению потенциальных, ресурсных возможностей ребенка.

Ещё один из наиболее эффективных случаев использования песочной терапии – это трудности в общении у детей дошкольного возраста. Трудности вхождения в детский коллектив и неумение в совместной деятельности учитывать интересы другого ребенка приводят к обеднению коммуникативных способностей, оказывают негативное влияние на содержание отношений в детском коллективе. У ребенка складываются сложные отношения со сверстниками. Это проявляется в повышенной конфликтности и неумении договариваться о совместной игре. Такие дети не могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить на поставленный вопрос или просьбу. Играя в песочнице, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на неё со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В ходе самого процесса песочной терапии ребенок и психолог могут легко обмениваться мыслями и чувствами, а это уже само по себе способствует развитию коммуникативных навыков.

Метод песочной терапии так же очень эффективен при работе с детьми, пережившими стрессовые ситуации. В современном мире для взрослого человека стрессовая ситуация уже не редкость. Но как себя чувствует ребенок в такой ситуации? С детьми всё гораздо сложнее. У них стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому, из-за отсутствия опыта, они не в состоянии с ним бороться. Сам механизм детского стресса состоит в том, что что-то неизвестное и страшное насильно вторгается в жизнь ребенка, начинает в виде воспоминаний и страхов преследовать его. Стресс у дошкольников может проявляться частыми негодованиями, возросшей требовательностью, частыми вспышками агрессии, слезной реакцией на новые обстоятельства. Песочная терапия позволяет ребенку, прежде всего, расслабиться и забыть обо всех детских трудностях.

В творческом процессе песочной терапии ребенок выплескивает все свои негативные эмоции и страхи, заполнявшие душу маленького человека.

Итак, на сегодняшний день, широкий спектр случаев применения песочной терапии в работе с детьми показывает эффективность этого метода. Песочная терапия – это особенный метод. Песок — это естественный природный материал. Когда руки ребенка прикасаются к песку – происходят чудеса… Всё, что находится в бессознательном маленького человека проявляется вовне. Вдохновленный игрой песком, он черпает из бессознательного идеи и образы, которые воплощаются в картине на песке. И это дает возможность проработать и решить внутренние проблемы ребенка, а значит – продолжать расти и развиваться уже здоровой личности.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке [Текст]: практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 340 с.
  2. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога [Текст]: психологический практикум. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 314 с.
  3. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 568 с.
  4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психоанализ и психиатрия [Текст]: монография. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2003. — 667 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год