Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
Психология
Автор: Юлия Полякова   
13.02.2014 17:52

Использование современных технологий в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.На современном этапе развития человеческой цивилизации существенно меняются представления о процессе формирования человека, приоритетах его личностных качеств, жизненных установок и ценностей. К системе образования, через которую проходит практически все подрастающее поколение, предъявляются качественно иные, чем в прошлом, требования, в свете которых сложившаяся в индустриальную эпоху педагогическая парадигма все чаще выявляет свою неэффективность.
Новые образовательные технологии — это разработка и общественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательных программ, рассчитанных на повышение эффективности образования и достижение государственных стандартов на основе разнообразных средств обучения и воспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальными возможностями.
Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.
Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребенка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание — это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).
Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в раннем дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие и развитие практических умений и навыков.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).
Значение сенсорного воспитания высоко оценивали видные представители дошкольной педагогики М. Монтессори, Е.И.Тихеева, Ф.Фребель.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, школе, и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности. Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка -результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться только правильно называть то или иное свойство. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Педагогическими исследованиями (О.П. Гаврилушкина, Т.А. Дорофеева, Л.И. Плаксина, Л.И. Рудакова и другими) и практическим опытом дошкольных образовательных учреждений доказана необходимость включения сенсорного развития дошкольников во все виды детской деятельности. Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
В исследованиях Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой и С.Ю. Мещеряковой показано, что приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.) [56, стр. 42-51]
Современные научные данные, по словам Л.Н. Галигузовой и К. Ландерса, свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. [12, стр. 24-28] Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию. [32, стр. 12-24]
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. [42, стр. 100]
Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.
Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста вызвало ряд противоречий:
1.Быстрым развитием современных образовательных технологий и недостаточным отражением соответствующих инноваций в процессе сенсорного развития детей раннего возраста.
2.Необходимостью использования новых педагогических технологий сенсорного развития раннего дошкольного возраста и недостаточной изученностью особенностей деятельности, способствующей повышению эффективности развивающих процессов.
Необходимость поиска путей преодоления этих противоречий определяет актуальность данного опыта работы.
Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
Задачи:
1. Выявить актуальность и обосновать пути сенсорного развития детей раннего возраста при помощи использования современных технологий.
2. Изучить особенности современных технологий и пути достижения ими сенсорного развития раннего возраста детей.
3. Разработать, апробировать и определить эффективность современных технологий, способствующих сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста.
4. Оценить результативность работы с детьми раннего возраста и обобщить опыт работы.
Процесс сенсорного развития детей раннего возраста будет эффективен при реализации следующих принципов:
В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т.е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т.д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т.д.
Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Третьим принципом предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.
Четвертый принцип сенсорного воспитания предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т.е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Ведущая роль педагога в овладении любой деятельностью является ещё одним принципом. Нужно подчеркнуть, что главная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать ребенка какой-то новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлечённость в развивающие игры, и в этом смысле вести за собой.
Для разрешения обозначенных противоречий необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий.
Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых и учебных целях.
Обозначим, какие психофизические характеристики развиваются у детей раннего дошкольного возраста в процессе обучения с использованием технологии LEGO DACTA:
1. Развитие психических процессов:
– памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);
– внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);
2. Развитие сенсорных эталонов:
– цвет (дидактическая игра «Змейка»);
– форма (дидактическая игра «Двойняшки»);
– величина (дидактические игры «Крути волчок и выбирай», «Башни»);
3. Развитие речи:
– дидактические игры «Спина к спине», «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;
4. Знакомство с окружающим миром:
– дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения», «Знакомство со стилями архитектуры и конструирование зданий».
В результате деятельности с использованием конструктора данного типа дети учатся соединять детали конструктора различными способами, читать схемы-сборки и работать по ним, представлять и защищать свою модель.
В дошкольной педагогике методикой с использованием конструкторов LEGO DACTA в нашей стране занимается Л.Г. Комарова. Педагог предлагает систему работы по курсу «Моделирование объектов реального мира средствами конструкторов LEGO DACTA».
Цель - развитие способностей детей к наглядному моделированию.
Главные задачи:
– развитие умения анализировать предмет, то есть выделять его характерные особенности, функциональные основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
– обучение планированию процесса созидания собственной модели и совместного проекта;
– стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или по свободной теме;
– ознакомление с окружающей действительностью;
– формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO DACTA;
– развитие речи и коммуникативных способностей.
Виды организации деятельности:
– по образцу;
– по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору LEGO DACTA;
– по собственному замыслу.
Рекомендации по использованию конструкторов LEGO DACTA:
1. Первое знакомство и контакт с конструкторами LEGO DACTA. Дети знакомятся с отдельными наборами и возможностями, которые данные наборы им предоставляют.
2. Формулировка задачи. Перед детьми ставят задачу, которую они должны решить с помощью конструктора. Например: «мой дом»; «моя комната»; различные ситуативные проблемы и явления, которые имеют отношение к окружающей реальности.
3. Выполнение задания. Дети имеют возможность работать индивидуально и в коллективе, сами задают себе темы; они выполняют задание, исходя из собственных представлений, предыдущего опыта и знаний.
4. Представление результатов работы. Детям предоставляется возможность демонстрации своих работ. Успех дает каждому ребенку позитивную мотивировку и оказывает не только положительное влияние на его знания, но и приносит эффект: происходит смена самовосприятия, осознания собственных резервов.
Самым сильным воздействием на процесс сенсорного развития детей раннего возраста  обладает Сенсорная комната. Работа в сенсорной комнате проводится как с группой детей, так и индивидуально.
Цель: развитие познавательной деятельности, произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения.
Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в Сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Методика работы в Сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений, индивидуальности подбора упражнений для развития сенсорики.
Этапы работы в Сенсорной комнате:
1. Развитие тактильных и кинестетических ощущений, поскольку, кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия. Кроме того, кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.
2. Развитие слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых ощущений.
В группах работа проводится при одновременном участии детей и их родителей. Создаются ситуации, когда ребенок должен быть наравне с мамой или даже помочь маме в какой-либо деятельности. В последующих видах деятельности обыгрываются ситуации, когда дети остаются одни, без родителей.
В групповых видах деятельности идёт развитие  коммуникативных навыков. Однако общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
Все упражнения в организованной деятельности будут полезны только тогда, когда ребенок захочет ими заниматься.
Результаты:
Совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатом целенаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.
Перспектива:
Таким образом, использование современных технологий содействует сенсорному развитию детей раннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 8 (117) выйдет 1 августа 2019

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 7 (116) за 2019 год
Скачать Номер 6 (115) за 2019 год
Скачать Номер 5 (114) за 2019 год
Скачать Номер 4 (113) за 2019 год
Скачать Номер 3 (112) за 2019 год
Скачать Номер 2 (111) за 2019 год
Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 5 (29) за 2012 год
Скачать Номер 4 (28) за 2012 год
Скачать Номер 3 (27) за 2012 год